Воспитание без границ. Успех семейного воспитания от чего он зависит От чего зависит успех семейного воспитания

«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить»

Я. Корчак


Каждый человек проходит свой путь развития.

Выделим, например, следующие этапы развития человека:

  • 0-3 года 2) 3-5 лет 3) 6-10 лет 4) 11-14 лет 5) 15-17 лет

Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?

Чему вы научились?

Школа и учителя


Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Кто отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?

Не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т. к. именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентации и убеждения.


  • Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д.
  • Отношение к воспитанию детей более пассивное. У детей присутствуют и отрицательные качества: лень, упрямство, лицемерие.
  • Характерная черта – конфликты. Дети часто относятся к категории «трудных».
  • Главное правило «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Результат воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Анкета для родителей (сравнение с ответами детей)

Результат теста «Мои контакты с родителями»

Благополучные отношения (больше 20) – 6

Удовлетворительные (от 10 до 20) – 7

Контакты недостаточны (менее 10) – 1

Работа в группах (перечень поощрений и наказаний)


Законы семьи = 1(единство требований)+

2(значимость похвалы)+

3(трудовое участие всех членов семьи)+

4(разделение в равной мере материальных

и моральных благ)

Cлайд 1

«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» Я. Корчак

Cлайд 2

Каждый человек проходит свой путь развития. Выделим, например, следующие этапы развития человека: 0-3 года 2) 3-5 лет 3) 6-10 лет 4) 11-14 лет 5) 15-17 лет Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние? Чему вы научились? друзья мама дядя дедушка папа тётя Школа и учителя бабушка

Cлайд 3

Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? Кто отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять семье, т. к. именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентации и убеждения.

Cлайд 4

Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д. Отношение к воспитанию детей более пассивное. У детей присутствуют и отрицательные качества: лень, упрямство, лицемерие. Характерная черта – конфликты. Дети часто относятся к категории «трудных». Главное правило «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Результат воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Cлайд 5

Анкета для родителей (сравнение с ответами детей) Результат теста «Мои контакты с родителями» Благополучные отношения (больше 20) – 6 Удовлетворительные (от 10 до 20) – 7 Контакты недостаточны (менее 10) – 1 Тест Работа в группах (перечень поощрений и наказаний)
Тема: Успех семейного воспитания. От чего он зависит?

Особенности современной семьи. Факторы, снижающие воспитательный потенциал семьи: низкая ответственность родителей, малое общение родителей с детьми, конфликтность семейных отношений.

Связь кризиса семьи с глубокими социально-экономически­ми преобразованиями. Признаки кризиса семьи: распростране­ние малодетности, нестабильность браков, низкая культура взаимоотношений, самоустранение родителей от воспитания детей.

Эмоциональный климат семьи. Эмоциональная культура семьи. Семейные традиции, педагогическое окружение и успех воспитания.

Одна из основных предпосылок здорового душевного раз­вития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоциональ­но теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это ка­жется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия соблюсти, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил.

Современная семья утратила многие функции, цементиро­вавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, об­разовательную и др. Но зато огромное значение приобрели две основные функции, ради которых создается и распадается се­мья. Это эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Обе функции предпола­гают зрелость чувств и культуру.

Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к пра­вильному выводу - не снимая ответственности со школы, боль­ше требований надо предъявлять семье, т.к. именно здесь зак­ладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребенка исключитель­на. Пример близких - основа воспитания.

Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, един­ство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама то же самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец - другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка. Можно ли преуменьшать роль родителей, от которых в большинстве за­висит формирование личности ребенка, преуменьшать значение единства семейной педагогики. Материальные условия и граж-данско-этические представления родителей не изолированы от влияния общественных требований к семье. Вся жизнь семьи должна помогать созданию у детей богатого эмоционального мира и готовности к восприятию знаний, нравственных и этический ценностей.

Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья - это ро­дители и дети, а «объединенная» - это еще бабушки и дедушки.

На развитие современной семьи оказывают влияние не толь­ко этические ценности и представления о счастье, смысле жиз­ни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техни­ческая революция.

Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы че­ловека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думают иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, при­нимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возрос­шей самостоятельностью женщины с ее стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, уси­лилась тенденция занять главенствующее положение в семье. Брак стал менее устойчивым. Но, тем не менее, возникло не­верное, распространенное представление о возможности осво­бождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «авто­матически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое вре­мя государство взяло на себя буквально все. Родителей освобо­дили от главнейшей обязанности воспитания детей. Все забо­ты о своих детях родители переложили на государственные учреждения.

К чему теперь сводится родительская забота о детях? Толь­ко к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского -сердца, требователь­ной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стиму­лов для духовного и нравственного роста.

Сложилась какая-то убогая точка зрения: «Жизнь научит!» или «Вот пойдешь в ПТУ, там ей (ему) покажут». Чему научат? Что покажут? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспита­нию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучи­вать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды в воспитании справед­лива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исклю­чить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растет число разводов. В крупных городах число распадающихся семей превышает по­ловину. И в большинстве случаев инициатива расторжения брака исходит от женщины. Параллельно множатся случаи не­желания вступать в брак. Ежегодно регистрируется до полу­миллиона детей, рожденных вне брака.

Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и пози­ции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.

Воспитательная роль семьи не определяется, естественно, формальным показателем ее стабильности. Имеют значение прежде всего морально-этическая и гражданская позиция мужа и жены, их нравственное здоровье, структура и диапазон соци­альных контактов с обществом.

Можно ли сказать, что современная семья состоит из людей, физически и духовно зрелых, подготовленных к преодолению трудностей, способных к предотвращению и разрешению кон­фликтов, людей самостоятельных, не подверженных посторон­ним влияниям и способных к сотрудничеству? Исследования социологов свидетельствуют о недостаточной зрелости и не­подготовленности супругов к семейной жизни. Между тем раз­витие общества, потребность его в эрудированных и квалифицированных специалистах заставляют снова и снова обращать­ся к огромной и часто решающей роли семейного воспитания в нравственном и умственном становлении личности.

Каковы же причины нестабильности современной семьи? Демографы считают причинами неустойчивости семьи эконо­мическую независимость женщины, растущую свободу ее в об­ласти брачно-семейных отношений.

Полноценное психическое развитие ребенка происходит на основе развитой эмоциональности. Последняя формируется в раннем детском возрасте в условиях семьи. За последние годы роль эстетического содержания семьи, положительных, эмоцио­нальных факторов окружающей жизни, несомненно, увеличи­лась. Высокая общая культура современного человека делает его весьма требовательным к условиям труда, жизни, быта. Эстетика пронизывает буквально все стороны жизни: внешний облик, ма­неры поведения, культуру жилища.

Эмоциональное воспитание - тонкий и хрупкий процесс. Инструментом воспитания являются глубина и особенно искрен­ность. Эмоциональное воздействие может быть совершенным толь­ко в том случае, если «эмоции поверяются разумом» и если учи­тываются особенности эмоционального строя ребенка.

Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семьи. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказать­ся трудно преодолимым препятствием для благополучия.

Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для постижения своих идеалов, закладывают основу нрав­ственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребенок остается в сто­роне, не станет активным участником построения так называе­мой благополучной, счастливой семьи.

Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивно­сти. Известно еще, что любовь требует каждодневного подтвер­ждения. На это не у всех хватает душевных сил. Многие счита­ют, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстано­вить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.

Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» се­мьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые тра­диции могут быть полностью восприняты современной семьей.

Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция. Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждение прочитанного, об­мена мнениями. Все большую популярность приобретает обы­чай совместного проведения летнего отдыха. Наилучшая шко­ла жизни - разбор собственных ошибок. Если это стало прави­лом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязатель­ного, беспристрастного анализа своих поступков.

Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возмож­ность накопления нравственного опыта.

Для эффективного воспитания ребенка в семье необхо­димо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мне­нию И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.

Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. По­ощряя ребенка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в созна­ние ребенка систему норм, правил, понятий. Конечно, они долж­ны быть осознаны и восприняты ребенком, стать потребностью его.

Второй механизм - идентификация (отождествление) себя со своими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на него. Важно, что этот механизм основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хорошим во всем.

Третий механизм - понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребенка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потреб­ности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.

^ Памятка для родителей

Создание благоприятной семейной атмосферы.

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивиду­ально. Показатель один - ребенок должен выспаться и лег­ко проснуться.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совмест­ное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым зада­вать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?». Лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в шко­ле?) «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его вре­менных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Форма проведения- беседа.

В беседе возможно использование следующих вопросов:

1. Назовите положительные качества личности своего ре­бенка.

2. Назовите любимые игры своего ребенка.

3 Вспомните, когда и за что вы в последний раз хвали­ли своего ребенка.


«Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить» Я. Корчак


Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д. Взаимное уважение, забота друг о друге, доброжелательность. Общие черты детей: общительность, уважение к старшим и т.д. Отношение к воспитанию детей более пассивное. У детей присутствуют и отрицательные качества: лень, упрямство, лицемерие. Характерная черта – конфликты. Дети часто относятся к категории «трудных». Главное правило «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Результат воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Так и в воспитании. Уважаемые родители! Вы - люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: "Жизнь состоялась!".Порой мы воспитываем ребёнка интуитивно, в соответствии со своим жизненным опытом или по образу и подобию "воспитательной науки" наших родителей,бабушек, дедушек. А порой как придётся. Успех в воспитания зависит, наверное, как и в случае с кубиком, от присутствия знаний того, что надо делать.

Давайте вместе с вами попробуем построить пирамиду успешного семейного воспитания.

Слайд (пирамида, вершина - Успешное воспитание)

Вот прамида, вершина ее - успех семейного воспитания, т.е. успешный, счастливый человек.

Как вы думаете, что будет лежать в основании этой пирамиды?

(ответы участниц)

Послушайте,пожалуйста, кийскую притчу "Ладная семья".

Трудно не согласиться с этой многовековой мудростью и еще одно доказа тельство этого - пословицы и поговорки. У вас на столах лежат рабочие листы, Выберете из задания №1 пословицы о любви, прощении и терпении и зачитайте их.

Ответы участниц

Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения - нужно научиться терпеть и прощать.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

В дружной семье и в холод тепло.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дружная семья не знает печали.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Семья крепка ладом.

Только сильные умеют прощать.

Ошибаться — свойство человека, прощать — свой-ство богов.

Кто жене не прощает, сам свой род разрушает

Терпение и труд все перетрут

Терпя, в люди выходят

На хотенье есть терпенье.

Носи платье, не складывай; терпи горе, не сказывай

Терпи горе: пей мед.

Как ни гнети дерево, оно все вверх растет

Терпя, горе скажется.

Колотись, бейся, а все надейся.

Надеючись, и конь копытом бьет.

Без надежды - что без одежды: и в теплую погоду замерзнешь

Чем больше терпения, тем умнее человек.

И дуги гнут с терпением, а не вдруг.

Не имея терпения, ничему не научишься.

С хотением и с терпением и гору своротишь.

Терпи горе неделю, а царствуй год.

(зачитывают пословицы)

А вот,что олюбви и уважении к ребенку говорит Владимир Соловьев, Ведущий ТВ"Россия" и многодетный отец.(отрывок интервию с Соловьевым)

Итак мы выяснили,что основа семейного воспитания - это любовь,уважение, прощение и терпение. Это абсолютно так и такая наука как семейная педагогика подтверждает это и описывает механизм успеха семейного вопитания. ИХ три

1. Первый механизм - это подкрепление. Поощряя ребенка за правильные действия, и тактично наказывая и порицая его за неправильные, вы постепенно внедряете в соз-нание ребенка систему норм, правил, понятий. Они должны быть осознаны и восприняты ребенком, стать его потребно-стью. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо» Ведь этому учат именно в семье. Приведите примеры того, каким правилам, нормам,постулатам учат детей в семье?

(Ответы родителей)

Но чтобы ребенок усвоил что такое хорошо,а что плохо родители тоже должны помнить некоторые правила. Это истины, которые надо помнить при общении с детьми. Я предлагаю вам сформулировать их вместе. Части этих фраз напечатаны у вас в рабочем листе. Вам надо правильно их соединить и зачитать полученные фразы.

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.

Если с ребенком честны — он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится на-ходить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске, и быть незаметным для то-го ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему луч-шее, что есть в вас самих.

Второй механизм - идентификация.Отождествление себя с близкими, которых ребенок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на люб-ви к родителям, и во имя этой любви ребенок стремится быть хо-рошим во всем. Действие этого механизма можно проследить в совместной работе родителей и уч-ся в школе.Функция "Работают родители - работают дети" здесь прослеживается очень четко. Смотрим фильм «Семейный проектный клуб".

"Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно они будут похожи на вас.Воспитывайте себя"

И если, выполняя все рекомендации и пожелание вы добьетесь понимания в семье, будете понимать чего хочет и делает ваш ребенок,а он будет понимать и воспринимать вас то можно считать, что успех семейного воспитания достигнут. Вам вместе все будет по плечу и ваш жизненный кубик Рубика сложится.