Единая Россия против, в Госдуме отклонили законопроект о гражданском браке – сожители не будут являться официальными супругами. Фактические брачные отношения. Сожительство предложили приравнять к браку Это самообман и профанация

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

К сожалению, далеко не все имеют возможность быть рожденными в православной семье. Большинство людей узнают о том, что «Бог существует» лишь на закате своих дней. Людям свойственно винить в том своих родителей, которые сами, в свое время, так же не получили должного православного воспитания от своих же родителей, а те – от своих, и так до бесконечности…

Человек так устроен, что обвиняя других, он складывает вину с самого себя, и тем самым, получает для себя малую частицу утешения. Но это временное облегчение быстро проходит. Душа-христианка ищет для себя духовности, этого поиска ей не избежать, следовательно, нас всегда будет мучить советь, задавая постоянно один и тот же вопрос – почему мы не с Богом?

Господь всегда ждет нас. Другое дело, что мы не хотим к нему идти. Потому что где Господь, то там любовь, всепрощение, самопожертвование, смирение, кротость, терпение. Все это слишком сложно и неудобоприятельно для нас. Поэтому, нам гораздо проще жить без Бога, оправдывая себя тем, что в детстве мы не получили должного христианского воспитания.

Ну хорошо, детство прошло, наступила пора зрелости, но мы опять продолжаем жить без Бога. Кто же нам мешает жить с Богом? Никто. Просто мы сами этого не хотим. Это слишком сложно, и, опять таки, в нашем современном мире – неудобоприятельно.

Например, что касается брака. Храмы открыты. Господь ждет. Но мало кто спешит к Господу за благословением на доброе и верное супружество. Таинство Венчания, к сожалению, очень редко становится первым шагом на пути к тихому семейному счастью.

Без Бога невозможно построить ничего хорошего. Брак без Божьего благословения – это эквилибристика канатоходца на безумной высоте без всякой страховки. В любую минуте вы можете сорваться вниз и погибнуть, и обратной дороги не будет!

Отвергая Божию помощь, люди пытаются строить свои отношения без Бога, наивно полагая, что справятся сами, без Него… Таинство Венчания воспринимается, скорее, как очередное празднование свадьбы, нежели, как Величайшее Таинство единения двух сердец.

Огромное заблуждение считать, что перед тем, как связать себя узами брака, надо «пожить вмести, узнать друг друга»! Это является большим грехом уже хотя бы потому, что человек умышленно, и вполне осознанно, пытается строить свою жизнь без Бога, отворачивается от Него, отказывается от Его Божественного благословения.

Живя в гражданском браке, без Таинства Венчания, без Божьего благословения, люди не учатся самому главному, что есть в семейной жизни – ответственности друг за друга, взаимной любви, умению друг друга тяготы носить!

Напротив, сожительствуя друг с другом, мужчина и женщина привыкают использовать друг друга в своих интересах, а потом безжалостно выбрасывать, как ненужную в обиходе вещь.

«Церковь, языком духовной жизни, говорит нам о том, что если этот грех совершен и нераскаян, то мы за него обязательно расплатимся. Чем? Изменами, скандалами, разводом… Что построено на грехе, то не будет крепким и здоровым!

Если люди в этом состоянии живут, то им срочно нужно каяться и, естественно, заключать законный брак, если любят друг друга, или – если любви нет – расстаться!

Это никому ничего хорошего не даст, об этом говорят не только служители Церкви, но и серьезные психологи и юристы. Сожительство – совершенно бесплодный, тупиковый путь.

Чтобы создать счастливую семью – одну и навсегда – необходимо руководствоваться правилами, собственно, не нами придуманными, а частично заложенными в Священном Писании, частично – в большом опыте семейной жизни традиционной русской семьи, и, безусловно, собственным здравым смыслом» (Священник Павел Гумеров).

Многие начинали строить свою семейную жизнь без Бога, без Божьего благословения просто потому, что на тот период своей жизни они действительно забыли о существовании Бога и просто не знали, что для того, чтобы семейная жизнь приносила счастье и радость, необходимо Божие благословение.

Неужели для них все потеряно, и поиски так и не найденного, но обещанного на свадьбе семейного счастья, так и останутся незаконченными?

Конечно, нет. Господь всегда нас ждет. И до своего последнего дыхания мы еще можем обратиться к Нему! Никогда не поздно обвенчаться, в каком бы вы не были возрасте, сколько бы лет не прожили вместе и каких бы ошибок вы не натворили!

Господь всегда нас ждет. И в наших силах прямо сегодня, прямо сейчас, начать строить свою жизнь заново, по другому – вместе с Богом, ради Бога и для Бога!

Обсуждение: 2 комментария

    Как православный человек должен поступить вот в такой ситуации? Допустим, ко мне в гости едет мой родственник со своей «сожительницей». Должна ли я разместить их в одной комнате (ведь до факту они уже живут вместе) , или же я должна проигнорировать факт сожительства и разместить их раздельно? В первом варианте я потокаю внебрачным отношениям, поощряю блуд, но подчёркиваю, что воспринимаю их, как семью. Во втором варианте я беру на себя грех осуждения и ко мне эти люди вряд ли приедут снова, но зато пресекается страшный грех — прелюбодеяние (хоть и на несколько дней всего лишь). Как выбрать наименьшее из двух зол и не навредить этим людям ещё больше?

    Ответить

    1. Марина, добрый вечер!
      Мы посоветовались с духовником нашего сайта, священником Димитрием, и пришли к следующему ответу-совету:
      Неженатых людей нужно поместить в одной комнате, но на разных спальных местах. То есть, Вы и их не обидите, и сделаете некий тонкий намек на то, что Вы не признаете их сожительство.
      Если же они зададут прямой вопрос, почему их кладут порознь, тогда можно мягко пояснить. И это пояснение не будет осуждением. Если же они решат спать вместе, в таком случае не нужно им запрещать.
      Примерно таков ответ был о. Димитрия.

      Ответить

Приравнивается к официальному закон 2018? Сенатор Антон Беляков в январе 2018 года предложил узаконить незарегистрированные отношения мужчин и женщин и внести поправки в СК РФ. Однако уже в феврале в Госдуме законопроект о сожительстве отклонили. Большинство депутатов осудили такую инициативу.

Елена Вторыгина – депутат от фракции «Единая Россия» и зампред Комитета ГД РФ по делам семьи, материнства и защиты детей от Архангельской обл. и Ненецкого автономного округа не поддержала законопроект Антона Белякова об уравнивании гражданских и официальных браков, выступив категорически против нарушений исконно русских традиций и разрушения ценностей института семьи.

Действующим законодательством, не урегулирован вопрос сожительства мужчины и женщины. Однако нет и запрета на такие отношения. Выбор зарегистрировать брак или нет, пары делаю самостоятельно.

В этой статье:

Новый закон о гражданском браке

Вступил ли в силу закон о гражданском браке? Автор законопроекта Антон Беляков в январе 2018 года, выразил инициативу легитимировать так называемые действующие сожительствующие союзы, то есть пары, не вступившие в брак.

При этом, в таких официально незарегистрированных отношениях мужчина и женщина должны прожить не менее 5 лет. Если же у них есть дети, то этот срок сокращается до 2 лет. На это не влияет.

Как быть, если период совместного сожительства меньше и при оформлении расторжения таких отношений закон не регламентирует?

На основании предложенного законопроекта, всё совместно нажитое имущество должно признаваться общей собственностью, если не было составлено иного материальных ценностей в случае прекращения взаимоотношений.

Документальное заверение, такого вида «брачных союзов» в ЗАГСе или других госорганах не предусматривается.

Что говорит действующий Закон

В соответствии с действующим законодательством в совокупности статье 264 ГК РФ и 38 СК РФ, имущество может быть поделено между гражданскими супругами в том случае, если доказан сам юридический факт ведения ими совместного хозяйства в долгосрочном совместном проживании.

Свидетелями могут стать родственники, друзья, соседи или документальное подтверждение факта владения материальными ценностями на правах долевого участия.

Не редкостью в судебных тяжбах встречаются дела по разделу имущества в гражданском браке. Чаще всего право на имущество признаётся за тем, кто его приобретал, а также кредитные обязательства полностью возлагаются на лицо, оформлявшее на себя займ.

Закон о сожительстве Белякова призывает к тому, чтобы требования в равной степени распространялись на пары, проживающие в гражданском браке, так и в официальном. Лица должны достичь совершеннолетия, исключается «двоеженство» и близкая родственная связь.

На данный момент СК РФ не ориентирован на равенство законного и незарегистрированного союзов. Однако дети, рождённые вне зависимости от штампа в паспорте их родителей, обладают равными правами.

Сенатора поддержала РПЦ в лице иеромонаха Дмитрия (Першина) – специалиста Синодального отдела по молодёжной политике, который считает, что принятие этого закона послужит стимулом родителям узаконить отношения, а детям обрести правовую семью.

Большинство против узаконивания сожительства

В свою очередь многие раскритиковали законопроект и даже отнеслись с осуждением.

Депутат от фракции «Единая Россия» и зампред Комитета ГД РФ по делам семьи, материнства и защиты детей от Архангельской обл. и Ненецкого автономного округа Елена Вторыгина высказалась, что приравнивание официальной семьи к внебрачному сожительству противоречит устоявшимся моральным принципам.

Такого вида равенство посягает на институт семьи и древние русские обычаи, складывающиеся веками. Особенно это касается Русского Севера, где семья всегда преобладала, как главная общественная ценность.

Ко всему прочему заместитель председателя Комитета по делам семьи заявила, что принятие этого закона перечит СК РФ – ныне действующему правовому акту.

Елена Вторыгина напомнила также о проектах Президента РФ В.В. Путина, направленные на защиту традиционных ячеек общества.

Партия «Единая Россия» не только не поддерживает узаконенное сожительство, но и всячески стремится развивать программы, направленные на упрочение значимости русской семьи.

Ежегодно в Госдуме принимаются решения на развитие одаренных детей, материнского капитала и других мер социальной поддержки.

Последним, депутат резко акцентировала, что вышеназванные цели этих программ поддержали миллионы россиян, и она не понимает миссии принятия подобного рода законопроекта, предложенного Беляковым.

Кого он поддерживает? Содомитов? ЛГБТ? К чему может привести подобный правовой акт, если он будет принят.

В результате Комитет отверг проект закона о сожительстве в России 2018 года.

На рассмотрение Госдумы внесена поправка в Семейный кодекс, согласно которой мужчина и женщина, прожившие вместе более пяти лет, будут признаваться мужем и женой, даже если их брак официально не зарегистрирован. Для этого в Семейном кодексе появится понятие "фактические брачные отношения".

"Фактические брачные отношения – не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)", – говорится в законопроекте.

Статус фактических брачных отношений влечет наступление прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством. В частности, для вступления в такие отношения лица должны быть совершеннолетними, не состоять в другом браке и не быть близкими родственниками.

"Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребенка (общих детей)".

"Наши соотечественники не считают штамп в паспорте необходимым условием для создания полноценной семьи, – объясняют авторы законопроекта. – Однако с точки зрения закона так называемое сожительство не признается и не порождает никаких юридических последствий, что ставит членов подобного союза в весьма уязвимое положение". Поэтому он предлагает распространить на имущество, нажитое в период совместного проживания, "законный режим имущества супругов": все, что нажито ими в период сожительства, будет признаваться совместной собственностью.

"Совершенно лишняя инициатива"

В пояснительной записке к документу содержится ссылка на страны, где имеются подобные законы, – Швеции, Нидерландах, Норвегии, Франции и Германии. Однако в России реакция на подобные инициативы оказалась достаточно сдержанной.

Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина заявила, что ее новый законопроект "немножко пугает". "Я считаю правильным не вторгаться законодательно в эту область, потому что, если взрослые люди хотят заключить брак, они это сделают. А если не хотят, по любым причинам, то законодатель их обязывать не должен, – отметила Пушкина в комментарии порталу iz.ru. – Есть законный брак. Вступать в него должны добровольно. А автоматически считать его заключенным – совершенно лишняя инициатива".

По ее мнению, принятие такой поправки в Семейный кодекс приведет к возникновению многочисленных судебных споров, где один из супругов будет доказывать, что сожительство продолжалось пять лет, а другой – что четыре с половиной. "Бред же получится", – констатировала зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей.

"Есть законный брак. Вступать в него должны добровольно. А автоматически считать его заключенным – совершенно лишняя инициатива".

В Общественной палате РФ новую законодательную инициативы прокомментировали еще жестче. "Этот закон направлен исключительно на дележку имущества, вопрос не должен так стоять, ответственность супругов не должна быть материально мотивирована, – уверена член ОП Элина Жгутова. – Ответственность отца, который часто уходит от семьи, вряд ли повысится, если его заставят делить имущество".

По мнению Жгутовой, новые поправки в Семейный кодекс лишь узаконят "порочную практику так называемых сожительств". По результатам анонимного опроса, проведенного в мессенджере Telegram, за приравнивание сожительства к брачным отношениям проголосовали 27% респондентов, против – 73%.

В пояснительной записке к новому законопроекту отмечается, что "по данным Минтруда, в 2016 году было официально зарегистрировано минимальное количество браков в Российской Федерации за последние 20 лет". Новый закон, вероятно, поможет подправить эту статистику, если позволит чиновникам приравнивать "гражданские" браки к официальным. Но на отношение россиян к институту семьи и брака он не повлияет.

По данным опросов ВЦИОМа, 81% россиян не считают незарегистрированный брак чем-то предосудительным, а 60% уверены, что главный мотив для вступления в брак – рождение детей. 79%россиян убеждены, что в браке жить лучше, чем в одиночестве. А 12% предпочитают не жениться, заявляя что-то типа "семейная жизнь не для меня, и каждый день видеть одного и того же человека я просто не в состоянии".

Сегодня, когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, гораздо больше бракосочетаний совершается исключительно по любви

При этом социологи отмечают, что сегодня, когда брак перестал быть экономической и социальной необходимостью, гораздо больше бракосочетаний совершается исключительно по любви. В пользу этого говорит динамика браков и разводов: по данным Росстата, в 2017 году было заключено почти на 47 тысяч больше браков, чем в 2016-м. Количество разводов при этом выросло за год всего на 3 тысячи.

В результате в прошлом году на 905,9 тысячи браков пришлось 505 тысяч разводов. Чаще всего подают на развод женщины, среди самых частых причин разводов – измены, пьянство и рукоприкладство. При этом, как отмечают социологи, если в 1960-е годы после развода вновь выходили замуж 30-40% женщин, то сегодня – 70%.

Сологамия и хикикомори

Статистика количества официальных браков в России – слабая тень кризиса семьи, который сегодня разворачивается в развитых странах мира. Речь даже не идет о распространении однополых браков.

Кстати, когда Верховный суд США два года назад легализовал однополые браки, израильская газета Maariv разразилась ехидной статьей по поводу того, что "когда весь мир уходит от утомительного института брака, ЛГБТ-общине разрешили жениться".

"Дорогие мои геи, прежде чем вы радостно окунетесь с головой в омут под названием "брак", знайте, что хоть формально распадается лишь треть браков, это значит только то, что все остальные страдают молча, – написал автор заметки Дрор Рафаэль. – Вы получили равную возможность быть несчастными, а равенство – это очень важно".

Социологи расценивают сологамию как "закономерный результат развития нарциссизма и индивидуализма в современной культуре, основанной на социальных сетях". "Брак с самим собой – это естественное следствие современного индивидуализма, который заходит гораздо дальше индивидуализма традиционного, – отмечает британский социолог Джон Хорват. – Традиционный индивидуализм так или иначе учитывает ограничения традиций и обычаев. Постмодернистский индивидуализм опирается на идею об абсолютной автономии человека. Людям говорят, что они сами – единственные архитекторы своей свободы и предназначения, а главная цель их жизни – упоительная гонка за реализацией собственных интересов".

Обратной стороной распространения этих "новых форм семьи" оказывается беспрецедентное количество одиноких людей, что становится огромной социальной проблемой в развитых странах. На прошлой неделе в Великобритании даже был учрежден пост министра по вопросам одиночества. Министром стала Трейси Крауч, которой предстоит разработать первую в истории страны правительственную стратегию по борьбе с проблемой одиночества.

На противоположной стороне земного шара, в Японии, крупнейшая национальная газета "Майнити симбун" на прошлой неделе опубликовала большую статью о хикикомори – людях, сознательно изолирующих себя от общества. Впервые о них СМИ заговорили около десяти лет назад, тогда речь шла прежде всего о подростках.

В 2010 году было проведено первое общенациональное исследование, по результатам которого количество людей, "которые более полугода не ходят в школу или на работу", составило около 700 тысяч человек. Сейчас их число сократилось до приблизительно 540 тысяч человек. Однако при этом количество японцев, находящихся в состоянии хикикомори более семи лет, увеличилось с 17 до 35%. Обнаружилось, что этот синдром становится затяжным, а также то, что ему теперь подвержены люди все более старших возрастных категорий.

В Японии 45% женщин и более 25% мужчин в возрасте от 16 до 24 лет заявили, что "не заинтересованы в сексуальных контактах и презирают их".

Сегодня больше всего хикикомори насчитывается среди японцев старше 40 лет. Причем средняя длительность самоизоляции от общества в этой возрастной группе составляет более 22 лет. Но это не единственная беда: параллельно с проблемой хикикомори японцы обсуждают новое социальное явление – "проблему 80-50". Суть проблемы в том, что все больше родителей в возрасте 80-89 лет продолжают материально содержать своих 50-60-летних сыновей и дочерей.

В прошлом году шоком для японского общества стали результаты социологического исследования, которые СМИ назвали "синдром безбрачия". В ходе широкомасштабного социологического опроса выяснилось, что 61% незамужних мужчин и 49% женщин в возрасте 18-34 лет никогда не состояли в каких-либо романтических отношениях.

45% женщин и более 25% мужчин в возрасте от 16 до 24 лет заявили, что "не заинтересованы в сексуальных контактах и презирают их". На основании этих опросов японские демографы составили прогноз, согласно которому численность населения Страны восходящего солнца к 2060 году сократится на треть.


Институт семьи и брака в России находится на грани распада. Наша страна вышла в мировые лидеры по количеству разводов. Анализ статистики показывает, что разводом оканчивается каждый второй супружеский союз. О глубочайшем кризисе семейных отношений свидетельствуют широкое распространение добрачных половых отношений, снижение числа заключенных браков, преднамеренная бездетность молодых пар, огромное количество прерываний беременности, малодетность в семьях и, как следствие - ухудшение демографической ситуации.

Более того, уже не первое десятилетие в нашем постсоветском обществе наблюдается еще одна опасная тенденция: молодые люди не спешат обременять себя узами официально оформленного брачного союза и предпочитают взамен ему свободные отношения, так называемый «гражданский брак». По данным Росстата, практически половина современных российских пар живет в незарегистрированных отношениях.Также статистика свидетельствует, что срок существования такого «брака» максимум четыре года, сожительство имеет мало шансов перерасти в официально оформленный брачный союз. Но если все-таки состоялся зарегистрированный брак, то такие семьи чаще распадаются в отличие от пар, у которых не было свободных отношений до брака. Психологи также утверждают, что живущие в незарегистрированных отношениях ссорятся чаще, чем официально расписавшиеся в ЗАГсе пары.

Но в чем смысл «гражданского брака», каковы его последствия для человека, как предотвратить это явление рассказывает в нашей беседе системный семейный консультант, психолог, руководитель отдела психологического консультирования ЦЗМ «Покров» Елена Юрьевна Шабалина.

Это самообман и профанация

- «Гражданский брак» в наше время приобрел популярность. Чем он так привлекателен? Почему сегодня молодые люди не хотят регистрировать свои отношения?

- Сначала определимся с понятиями, вещи нужно называть своими именами. Гражданский брак изначально предполагает брачный союз мужчины и женщины, зарегистрированный актом гражданского состояния и оформленный в соответствующих органах государственной власти. Поэтому называть гражданским браком неофициальные отношения, без соответствующей отметки в паспорте будет неправильно. В народе обычно такие отношения называют не очень симпатичным словом - сожительство, то есть фактически как будто вместе, но при этом мужчина не женат, а женщина не замужем. Да, они живут под одной крышей, у них совместный быт, близкие отношения. При этом ситуация двойственная: это не брак, не семья по своему назначению, по своей сути и замыслу. Такого рода отношения можно назвать самообманом, профанацией, когда происходит подмена понятий.

Так называемые свободные отношения устраивают людей прежде всего своей необязательностью и безответственностью. А отсутствие ответственности всегда кажется привлекательным. Человек так устроен, что идет по наиболее лёгкому пути, даже поговорка есть: «Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше». Эта «классическая» формула оправдывает очень многое в нашей жизни. Так называемый «гражданский брак» из этой же серии. Это своего рода манипулятивный приём для использования другого в своих целях: хочешь быть со мной, соглашайся без всяких обязательств. Использование тела, времени, сил, средств - завуалированная или явная форма эксплуатации человека человеком, если называть вещи своими именами, сексуальная эксплуатация. Это и есть эгоизм. А эгоисты, как известно, счастливыми не бывают. Получается замкнутый круг.

Узнавать друг друга предстоит всю жизнь

У сторонников «гражданского брака» есть немало аргументов в свою пользу, например, если любишь, никакой штамп в паспорте не нужен.

Тем более странный аргумент. Ведь если любишь, разве штамп в паспорте может как-то помешать? Это же, наоборот, ещё одно доказательство любви!

Они утверждают, что дорожат своей свободой, или хотят проверить свои чувства, свою психологическую и сексуальную совместимость.

Свобода - понятие очень широкое. В браке человек тоже остаётся свободным, он живёт, дышит, передвигается в пространстве. Но, как человек любящий, он сам на себя осознанно накладывает несложные обязанности и ограничения, естественные и приятные для обоих возлюбленных.

Чувства свои можно проверять всю жизнь, они изменчивы. Сами люди меняются в процессе жизни, даже на клеточном уровне, чисто физиологически, что уж говорить о психологии. Если опираться на постоянно меняющиеся чувства, может и жизни не хватить. Сначала с одним человеком, потом с другим, с третьим, каждый раз изучать нового человека, его характер, повадки, достоинства, недостатки, свои чувства к нему, эмоции. Снова испытывать разочарование. Ведь идеальные люди и отношения встречаются, скажем прямо, нечасто. Так может продолжаться до старости, и это тупиковый путь. Сексуальную совместимость проверять тем более долго не надо, это чувствуется и без проверок. Человек либо приятен, либо нет, природой всё предусмотрено.

В официальном браке муж с женой ведь тоже всю жизнь проверяют свои чувства, только происходит это с одним и тем же, тоже постоянно меняющимся, человеком. Они честно узаконили свой брак, понимают, что создали семью, теперь их задача строить, укреплять отношения, заботиться друг о друге, помогать друг другу. Если есть необходимость, менять свои привычки, свой характер, чтобы человеку, живущему рядом было более комфортно себя чувствовать. Это колоссальный личностный рост. Именно здесь проверяются чувства на прочность и совершенствуются отношения - в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии. Все то же самое, только настоящий гражданский брак изначально строится на правильном фундаменте. Как говорят, театр начинается с вешалки, дом - с фундамента. У супружеской пары есть основа - они честно вступили в отношения, не понарошку, не для пробы и эксперимента. Да, жизнь преподносит сюрпризы, она постоянно испытывает отношения, проверяет на прочность. Супруги открываются друг другу с разных сторон, иногда не с лучших. Тем не менее с годами всё больше привыкают «носить тяготы друг друга», притираются. Развиваются чувства, растёт и становится глубже любовь. Проверять чувства и совместимость характера в длительном сожительстве - это самообман, свидетельство собственной либо наивности, либо инфантильности и безответственности. Кто же проявит истинное лицо и недостатки во время «проверки»? Скорее загонит вглубь, спрячет до поры до времени. По статистике, браки, заключённые после длительного сожительства, распадаются гораздо чаще, чем браки, заключённые через полгода-год после знакомства. С чего бы? Человек - самая большая загадка природы. Узнавать друг друга предстоит всю жизнь, и это очень увлекательная перспектива, для этого и происходит ВСТРЕЧА!

Регистрация брака - это показатель зрелости

Что значит дорожить своей свободой? Я всегда спрашиваю, свободой от чего? Свободой от тепла, от дружбы, от доверия, от верности, от обязательств, от ответственности, от воплощения любви - детей? Если любишь, то захочешь быть и жить с этим человеком и пойдешь с ним хоть на край света, не то, что в ЗАГС. «Гражданский брак» = пробный брак = сожительство - это игра в семью, иллюзия создания семьи и одновременно это способ и возможность легко выйти из игры. Только не надо себя обманывать, «легко» не бывает. Душа-то человека не играет, она живёт по-настоящему, черновых вариантов у неё не предусмотрено. Поэтому не стоит играть в супружество. Супружество - это всегда настоящая, взрослая жизнь. Если и играет, то кто-то один, либо он, либо она. А другой страдает, надеясь на лучшее. Суррогатный брак гарантирует и множество непредвиденных проблем, в том числе юридических, неуверенность в завтрашнем дне, жизнь в подвешенном состоянии, неопределенность будущего.

Законная регистрация - это показатель личностной зрелости возлюбленных. Штамп в паспорте очень полезен и с психологической точки зрения, помогает навести порядок не только в отношениях, но и в голове. Ведь иногда люди сами не понимают, чего хотят в жизни.

Значит, в свободные отношения вступают люди, которые не уверены друг в друге и вряд ли имеют представление, для чего им нужна семья?

За последние десятилетия выросло не одно поколение мальчиков и девочек, многие из которых воспитывались в неполных семьях, либо в семьях, где отцы, родители, мягко говоря, недобросовестно выполняли свои воспитательные функции. Молодым людям часто неизвестен кодекс чести мужа, отца, защитника. Девушкам зачастую непонятно, что такое девичья честь, женственность. У кого-то сформировалось впечатление, что отношения с противоположным полом должны быть свободными и непостоянными, так они себя чувствуют увереннее. Бывают ситуации, когда сами девушки провоцируют молодых мужчин именно на такие отношения. Сами женщины, которые, казалось бы, прежде всего заинтересованы в каких-то гарантиях, говорят, что им не нужен официальный брак.

Зачем ненужные хлопоты, переживания, сомнения?

Более того, приходится сталкиваться с искренним удивлением тому, что отношения необходимо регистрировать. Часто слышу от женщин, что они об этом впервые узнали: «Ведь сейчас же никто не регистрируется, зачем мне нужен этот штамп в паспорте?». Это примерно из той же серии, что все женщины делают аборты, никому не нужны дети. Приходится «удивлять», что не все делают аборты, и дети, к счастью, ещё многим нужны.

В ситуации, когда в паспорте нет печати, рискует прежде всего женщина. Мужчина - по сути защитник и добытчик, при сожительстве психологически считает себя свободным. К тому моменту, когда она захочет оформить отношения, или жизнь заставит, ее партнер может настолько привыкнуть к своей свободной жизни, что просто не захочет жениться. Или на ней именно жениться. Часто такая двойственная ситуация при наступившей беременности наводит женщину на мысли об аборте. Приходится сталкиваться с действительно тяжёлыми случаями. С одной стороны, женщина говорит о том, что если бы муж был законный, то она бы родила. С другой стороны, может сказать, что раз муж не законный, то и не муж вовсе, следовательно, ненадёжный. И кто виноват? Ребенок. Начинаешь прояснять, когда муж стал ненадёжным? Часто выясняется, что вначале отношений парень предлагал вступить в официальный брак, а девушка ему отказала. Теперь уже сама жизнь, беременность и пришедший в мир новый крошечный человечек заставляет задуматься о создании настоящей семьи. Как бы там ни было, настоящий брачный союз и юридически, и психологически защищает женщину от многих рисков, в том числе материальных.

Знаю случай, когда мужчина погиб, а женщина с детьми осталась в буквальном смысле на улице, потому что родственники решили, что раз не было семьи, сожительствовали, то и нет никаких прав на жилплощадь. Если бы люди были расписаны, таких проблем бы не возникло. К счастью, это нетипичный случай, но лучше не рисковать. Всегда мудрее думать о будущем, хотя бы о будущем детей. Дети должны носить фамилию отца. Каждый ребёнок должен знать, что у него есть отец, что он генетически произошёл от этого человека, что он - продолжатель рода. Конечно, все вопросы решаемы так или иначе, при желании, но в семье решаемы сами собой, гармонично. Зачем создавать себе и потомкам лишние проблемы, зачем ненужные хлопоты, переживания, сомнения, потеря времени, сил, здоровья?

Это любовь или эксплуатация?

- Мужчина все-таки менее зависим от штампа в паспорте.

Это заблуждение. Психологически мужчине законный брак очень важен, потому что штамп в паспорте наделяет его определенным статусом, преференциями, а не только ответственностью и обязанностью. К счастью, всё ещё большинство людей стремятся к полноценной семье, где обязательно будут расти дети. У мужчины свои задачи по жизни. Мужчина ориентирован во внешний мир, притом, что семья ему нужна обязательно, чтобы он понимал, что у него есть база, стабильность, свое место в этом мире, связанное с этой конкретной женщиной, с детьми. При всём внешнем могуществе, здоровье мужчин уязвимее женского. Надежный тыл помогает сохранять и здоровье, чтобы осваивать новые горизонты, быть добытчиком, строителем, защитником своей семьи. Семья для мужчины - стимул для развития его мужских качеств, для карьерного роста. Мужчина, уважаемый в семье, и в обществе уважаем.

К счастью, у женщины сама физиология такова, что если она влюбляется, если ведёт нормальный образ жизни, психически здорова, не развращена, то сам организм на гормональном уровне помогает полюбить мужчину, привязаться к нему. Даже микрофлора женского организма подстраивается под конкретного партнера, вот почему в идеале он должен быть один. От этого зависит и физическое здоровье, таков природный механизм. Организм женщины - сложнейшая система, и переходить от одного «мужа» к другому - значит разрушать свою психику и своё здоровье. К мужчинам это относится в равной мере. У счастливо женатых мужчин продолжительность жизни и уровень здоровья выше, со статистикой не поспоришь. Чтобы у детей было хорошее психическое и физическое здоровье, чтобы все дети были от одного отца, важно хранить верность.

В незарегистрированном браке всюду двойные стандарты: «вроде бы мы и вместе, но при этом ничем себя не обременяем, в том числе и верностью. Если что-то не понравится, можем в любой момент расстаться, у нас нет никаких обязательств, мы ничего друг другу не должны». При этом женщина надеется, что мужчина ей верен, и он надеется на верность своей подруги, что понятно. Этого хотят все здравомыслящие люди, которые вступают в близкие отношения. Если у них адекватная самооценка, они хотят иметь рядом с собой такого же адекватного верного, надежного человека, на которого можно положиться. Отношения изначально должны быть честными. Штамп в паспорте все-таки дает какие-то гарантии стабильности, устойчивости своего положения, отсутствие страха у женщины забеременеть и остаться с ребёнком без средств к существованию. Конечно, стопроцентных гарантий не бывает, но человек всегда живёт надеждой на лучшее, и тут надежда как минимум обоснованна.

Некоторые девушки признаются, что боятся сказать своему партнеру, что надо оформить отношения. Они говорят: «А вдруг он уйдет от меня?». Человек боится себя защитить, но, тем не менее, вступает в двусмысленные отношения, заведомо обрекая себя на переживания, намеренное подавление своих эмоций, самоуничижение, боязнь высказаться. В результате может дойти и до серьёзных проблем со здоровьем.

«Гражданский брак», сожительство - это неестественное явление с точки зрения семейной психологии, семейной системы. У семьи должны быть четкие границы, в прямом и переносном смыслах слова. Граница, в том числе, это и общая фамилия. Вступая в брак, женщина вступает в целый род, род мужа и должна носить его фамилию. Они оба становятся частью общей семейной системы, включающей оба рода, но со своей «ограниченной территорией», становятся близкими родственниками, и дети у них будут общие. Если границы семьи, границы отношений размыты, то ни о какой стабильности и прочности говорить не приходится.

Любовь - это глагол

Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы изменить отношение в обществе к «гражданскому браку» и предотвратить разводы?

Надо начать называть вещи своими именами, это тоже терапевтично для общественного мнения. Гражданский брак - это не сожительство, а сожительство - это не брак.

Профилактика, предотвращение разводов - это вопрос в первую очередь воспитания. С детства необходимо давать представление о том, что такое семья, что это основа жизни, основа государства. Детям нужно прививать любовь к Родине, а крепкая семья - это безопасность Родины и государства. Всё взаимосвязано. Члены семьи связаны между собой любовью, взаимной помощью, общностью быта, соблюдением прав и обязанностей. Семьи связаны друг с другом и с обществом. Нужно со школы формировать правильное представление о семье, о традиционных семейных ценностях, обязательно давать знания о психологии мужчины и женщины, психологии семьи и семейных отношений. Будут полезны консультации семейного психолога для вступающих в брак, подготовка к семейной жизни, знание нравственных основ семейной жизни. В России всегда были сильны семейные традиции, вот и надо к ним возвращаться, их восстанавливать.

Для укрепления института семьи и профилактики разводов необходимы продуманные государственные программы. Нужно помогать молодым семьям, семьям с детьми. Сейчас у нас самое либеральное в мире законодательство по разводам. Процедура разводов очень легка и скоротечна. Недавно приходила на приём женщина, которую развели с мужем за несколько часов. А у них трое детей! Родители разошлись, а как быть детям, которым в одинаковой степени нужны и отец, и мать? Полноценной семьи уже не будет, полноценного мужского воспитания эти дети уже не получат.

Создать второй или третий брак всегда проблематично, и нет гарантий, что он не распадется так же, как первый. Любой развод - это тяжелая душевная драма для супругов. Для детей - это настоящая психическая травма. Лёгкая доступность и скоротечность разводов должны быть ограничены на законодательном уровне, то есть увеличены сроки для обдумывания, в разумных пределах, госпошлина, обязательное семейное консультирование.

- Елена Юрьевна, без чего семья не может состояться?

Взаимоуважение, самопожертвование, терпение - без этих свойств ничего не получится, они необходимы для стабильного состояния семьи. Умение прощать, умение видеть свои недостатки прежде всего. Прекрасно, если влюблённость переросла в любовь, если супруги любят друг друга. Есть выражение: «Любовь - это глагол!».То есть деятельность, процесс. Для этого так же надо работать над собой, развивать в себе такие качества, которые помогут пережить любые кризисные моменты. Как правило, они бывают в каждой семье. Если супруги, или хотя бы один из них, верят в Бога, им намного легче быть счастливыми, что тоже проверено веками.

Кто-то сказал: женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать. Семейные отношения - это творчество, искусство, которому надо учиться, в котором надо совершенствоваться ежедневно. Только так можно создать крепкую и благополучную семь ю. И это потрясающе интересно, это и есть жизнь!

Татьяна Николаева

Справка: еще несколько отрицательных аспектов «гражданского брака»

Имущество
Совместное проживание и ведение общего хозяйства законом не принимаются в расчет, так как в этом браке отсутствует понятие доли супругов. А без определения супружеских долей очень сложно разделить имущество, которое было куплено во время "гражданского брака". Понятие - совместно нажитое имущество в этой ситуации также не существует. То есть, если вы приобрели на общие деньги квартиру, то после того, как вы расстанетесь, она отойдет тому, на кого оформлена документально. Доказать в суде тот факт, что жилье было куплено на совместно заработанные деньги и является общей собственностью - очень сложно.

Наследство
В том случае, если ваш «гражданский» супруг умрет и не оставит на вас завещание, то вам придется добиваться установления брачных отношений в суде. Если суд убедить не удалось, то рассчитывать, увы не на что. Вы будете считаться абсолютно чужими людьми, даже если прожили вместе 10 лет. По закону, наследство получают только официальные супруги, дети, другие родственники, и, в редких случаях, иные граждане. «Гражданские» супруги не имеют законных прав на получение имущества друг друга по наследству, конечно, если такое имущество не оставлено по завещанию. Также не имеют прав на наследство ваши общие дети, если факт отцовства не установлен. Очень сложно доказать факт нахождения на иждивений ребенка, рожденного в "гражданском браке".

Долги

Никто не обязан отвечать по долгам другого человека. Так что приходится рассчитывать на собственные силы. Например, если вы взяли кредит или повредили машину другого человека, а ваш «гражданский супруг» отказался вам помочь, платить будете только вы и никто другой.

Фамилия

Фамилия не изменяется. Если вы захотите изменить свою фамилию, то вам нужно предоставить веские доказательства для этого и походить по инстанциям. То же и с детьми, если в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери или там стоит прочерк, то фамилия у ребенка будет мамина.

Взаимная помощь

У «супругов» отсутствует обязанность по содержанию друг друга. Дети же обязаны содержать только своего законного родителя. То есть, к примеру, вы вместе прожили 10 лет, у вас есть ребенок, но брак по каким-либо причинам распался и ребенок остался с матерью, отец его официально не усыновлял, то и на дальнейший уход (содержание) может рассчитывать только мать.

В официальном браке супруги имеют право на алименты и уход. Дети обязаны содержать обоих родителей.

Справка

Тюменская региональная общественная организация «Центр защиты материнства «Покров» выиграла грант на реализацию программы по профилактике разводов через популяризацию традиционных семейных ценностей. В рамках данной программы проводятся следующие мероприятии:

1. Молодежные акции и флешмобы в защиту семьи и семейных ценностей позитивно воспринимаются в молодежной среде, они популярны, что позволит привлекать учащуюся и студенческую молодежь;

2. Кино-сессии (кинопоказы) для молодежной аудитории с демонстрацией фильмов про-семейной направленности и последующей дискуссией;

3. Лекции с элементами активных и интерактивных форм обученияпо психологии общения, семейной тематике, основах построения семейных отношений, о семейном здоровье;

4. Лекции с элементами активных и интерактивных форм обучения об основах построения семейных отношений позволят молодёжи, молодоженам, молодым семьям задать себе правильные ориентиры и установки в выстраивании отношений, дадут знания по семейной психологии;

5. Групповые консультации-тренинги помогут молодым супругам ближе познакомиться с психологией семейных отношений, её прикладным значением, позволят повысить супружескую и родительскую компетентность;

6. Индивидуальные и семейные консультации.

Безгин «Крестьянская повседневность. Традиции конца 19 - начала 20 века»:

«Профессиональной проституции в деревне не существовало, в этом солидарны практически все исследователи. По наблюдению информаторов тенишевской программы проституцией в селе промышляли преимущественно солдатки. Про них в деревне говорили, что они «наволочки затылком стирают».

Проституция в селе не существовала, но в каждом селе было несколько женщин доступного поведения. Не стоит забывать и о том, что проститутки, промышлявшие в городах, в большинстве своем были вчерашними крестьянками.

Длительное отсутствие мужа-солдата становилось тяжелым испытанием для полной плотского желания деревенской молодухи. Один из корреспондентов этнографического бюро писал:

«…Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17 – 18, к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей. Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности, а у себя дома еще меньше. Не от пения соловья, восхода и захода солнца разгорается страсть у солдатки, а оттого, что она является невольно свидетельницей супружеских отношений старшей своей невестки и ее мужа».

По сообщению из Воронежской губернии, «на связь солдаток с посторонними мало обращалось внимание и почти не преследовалось обществом, так что дети, прижитые солдатками незаконно, пользуются такими же правами, как и законные. Сторонние заработки крестьянок, к которым были вынуждены прибегать сельские семьи, также выступали благодатной почвой для адюльтера. По наблюдениям П. Каверина, информатора из Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, «главной причиной потери девственности и падения нравов вообще нужно считать результатом отхожие промыслы. Уже с ранней весны девушки идут к купцу, так у нас называют всех землевладельцев, на работу. А там полный простор для беспутства».

По суждениям извне, принадлежащим представителям просвещенного общества, складывалось впечатление о доступности русской бабы. Так, этнограф Семенова-Тянь-Шанская считала, что любую бабу можно было легко купить деньгами или подарком. Одна крестьянка наивно признавалась:

«Прижила себе на горе сына и всего за пустяк, за десяток яблок».

Далее автор приводит случай, когда караульный яблоневого сада, возраста 20 лет, изнасиловал 13 летнюю девочку, и мать этой девочки примирилась с обидчиком за 3 рубля. Писатель А.Н. Энгельгардт утверждал, что «нравы деревенских баб и девок до невероятности просты: деньги, какой - нибудь платок, при известных обстоятельствах, лишь бы никто не знал, лишь бы все было шито-крыто, так делают все».

Некоторые крестьяне, любители спиртных напитков, почетным гостям под выпивку предлагали своих жен, солдаток и даже сестер. В ряде сел Болховского уезда Орловской губернии существовал обычай почетным гостям (старшине, волостному писарю, судьям, заезжим купцам) предлагать для плотских утех своих жен или невесток, если сын находился в отлучке. При этом прагматичные крестьяне не забывали брать плату за оказанные услуги. В том же уезде в селах Мешкове и Коневке бедные крестьяне без смущения посылали своих жен к приказчику или к какому-либо состоятельному лицу за деньгами на табак или на хлеб, заставляя их расплачиваться своим телом.

Половые сношения между главой крестьянской семьи и его снохой были фактически обычной стороной жизни патриархальной семьи.

«Нигде, кажется, кроме России, – писал В.Д. Набоков, – нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название – снохачество».

Наблюдатели отмечали, что этот обычай был жив и в конце XIX в., причем одной из причин его сохранения являлся сезонный отток молодых мужчин на заработки. Хотя эта форма кровосмешения была осуждаема просвещенным обществом, крестьяне ее не считали серьезным правонарушением. В ряде мест, где снохачество было распространенно, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».

Причину этого явления следует искать в особенностях крестьянского быта. Одна из причин – это ранние браки. В середине XIX в. по сведениям А.П. Звонкова, в селах Елатомского уезда Тамбовской губернии было принято женить 12 – 13 летних мальчиков на невестах 16 – 17 лет. Отцы, склонные к снохачеству, умышленно женили своих сыновей молодыми для того, чтобы пользоваться их неопытностью. Другая причина снохачества уже упомянутые выше отхожие промыслы крестьян.

«Молодой супруг не проживет иной раз и году, как отец отправляет его на Волгу или куда-нибудь в работники. Жена остается одна под слабым контролем свекрови».

Из Болховского уезда Орловской губернии информатор сообщал:

«Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с женами только два раза в год, свекор же остается дома и распоряжается по своему усмотрению».

Механизм склонения снохи к сожительству был достаточно прост. Пользуясь отсутствием сына (отход, служба), а иногда и в его присутствии, свекор принуждал сноху к половой близости. В ход шли все средства: и уговоры, и подарки, и посулы легкой работы. Все по поговорке: «Смалчивай, невестка, – сарафан куплю». Как правило, такая целенаправленная осада давала свой результат. В ином случае уделом молодой становилась непосильная работа, сопровождаемая придирками, ругательствами, а нередко и побоями. Некоторые женщины пытались найти защиту в волостном суде, но, как правило, те устранялись от разбора таких дел. Правда, И.Г. Оршанский в своем исследовании приводит пример, когда по жалобе снохи на уговор свекра к снохачеству, последний решением волостного суда был лишен «большины». Но это было скорее исключением, чем правилом.

Типичный пример склонения свекром снох к половой близости приведен в корреспонденции жителя села Крестовоздвиженские Рябинки Болховского уезда Орловской губернии В.Т. Перькова.

«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась. Младшая невестка, заметив «амуры» свекра со старшей, привела свекровь в сарай во время их соития. Кончилось дело тем, что старухе муж купил синий кубовый сарафан, а невесткам подарил по платку».

Но семейные любовные коллизии не всегда разрешались столь благополучно. В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае.

В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками». По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал.

Следует отметить, что при определенной распространенности этого гнусного порока в русской деревне, крестьяне прекрасно осознавали всю греховность такой связи. Так, в Орловской губернии кровосмешение оценивалось как большое преступление перед православной верой, за которое не будет прощения от Бога на том свете. По отзывам крестьян, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело».