Модель поведения человека который полностью. Как изменить свои привычки: матрица моделей поведения человека. Научение через моделирование

Задачи, решаемые общей психологией по определению четких взаимосвязей между восприятием человеком окружающей его действительности и реакцией на эту действительность, сводятся в том числе и к моделированию различных ситуаций, которые могут возникнуть при определенных условиях. Это моделирование необходимо для того, чтобы изучить поведение человека в тех или иных ситуациях. Все подобные эксперименты безусловно представляют определенную ценность для нас, давая нам больше знаний о самих себе. Благодаря этим экспериментам, люди знают о некоторых закономерностях поведения человека, уже не приблизительно, а точно, и разумеется, из всех этих наблюдений и выводов, сделанных на их основе, формировались основные принципы управления людьми, манипулирование ими, общий принцип взаимоотношений, и так далее. Человек, в чьем подчинении находятся другие люди и которому, несмотря ни на что, удается их контролировать, определенно знает и понимает больше них. Поэтому то, что не устраивает одного человека или группу людей, вовсе не означает неверное к ним отношение, если они при этом продолжают находиться в подчинении.

Но я хочу заострить ваше внимание на другом вопросе — на подстройке модели поведения под каждую конкретную ситуацию, с целью максимально выгодно преобразовать ее для себя. Мы же в конце концов люди, а не животные, и должны пользоваться своими отличительными качествами, дающими нам преимущество. Меня всегда поражали психологи, проводящие полное сравнение поведения человека с поведением животных, утверждающих, что в принципе нет никакой разницы, и те методы, что работают на животных, полностью применимы и к людям. Если нет разницы, тогда почему мы так сильно отличаемся и живем совершенно разными жизнями, более того, люди друг от друга отличаются, и очень сильно, живя, опять-таки, разными жизнями. Конечно, поведение животных может отражать поведение человека, в общем плане нас объединяет то, что мы все живые существа, и, тем не менее, только к совершенно бессознательному человеку, можно относиться как к существу, реагирующему определенным образом.

Если вы предсказуемы, значит вы живете бессознательной жизнью, и вас в принципе можно изучать по крысам, мышам, обезьянам, и так далее, над кем только эксперименты не проводят психологи. Но если вы думаете, а не реагируете, попробуй вас раскуси, попробуй манипулировать вами, применяя к вам различные психологические приемы воздействия. В военкомате да и в самой армии, молодые люди тестируются с помощью специальных анкет, по которым потом определяют может ли идти человек в караул, какой он вообще по характеру и многое другое, я уж и не помню всего, что мне говорил военный психолог. Только вот лично для меня все вопросы в этих анкетах были настолько очевидными, что я в качестве эксперимента по нескольку раз проходил все эти тесты, дабы доказать себе и другим психологам, что на человека понимающего и видящего что от него хотят, это не проверка его психики.

Так собственно и оказалось, я с легкостью смог создать о себе самые противоположные впечатления по своему усмотрению, в то время как подавляющее число молодых людей проходят тест бессознательно, что и позволяет их тестировать по разработанной определенным образом методике и определять их возможности. В принципе, реакции конечно у нас являются первичным откликом на внешние раздражители, и скрывать их от опытного человека, прекрасно разбирающегося в психологии сложно. Однако ваше конечное решение, имеет гораздо большее значение для развития событий в вашей жизни и то, насколько обдуманным оно будет, зависит многое. Вы можете вылезти из любого общепринятого стандарта, вы можете быть настолько непредсказуемыми, насколько сами того пожелаете. Импровизация, вот к чему вы должны прибегать, моделируя свое поведение в тех или иных ситуациях, которые могут требовать от вас совершенно разных качеств.

Люди с гибким мышлением гораздо чаще оказываются в выигрышных ситуациях, находчивость и нестандартное поведение, вот она подстройка под ситуацию, типичное поведение человека разумного. Наше поведение можно изучать по обезьянам, крысам и нам самим, проводя над нами различные эксперименты, однако человек мыслящий, живущий сознательной жизнью, думающий, делающий выводы и прогнозы, всегда будет трудным орешком для любого психолога. Модель поведения такого человека, не будет вписана в учебник по психологии, поскольку невозможно предугадать, к каким выводам он придет в той или иной ситуации, если просто будет думать над ней. Есть у нас конечно инстинкты и условные рефлексы, не без этого, но в таком случае, день и ночь сменяют друг друга, это мы тоже с вами знаем наверняка.

Однако как каждый день и ночь могут быть не похожими на предыдущие, так вроде как управляемый посредством своих природных инстинктов человек, может принимать не стандартные решения, не типичные для большинства случаев. Еще не один гений не сумел разработать такую модель управления людьми, чтобы все были довольны и не противились, никому не удалось избежать насилия в управлении людьми и создать послушное и дисциплинированное общество. Всегда находились те, кто выбивались из общего стада баранов, а это значит, что мы еще далеко не все знаем о себе и своем поведении и не можем его контролировать идеально выгодно для себя. Ситуаций в жизни может быть бесчисленное множество, наука привыкла все проверять посредством экспериментов, то есть воспроизводя что-то, что необходимо доказать, как закономерность.

Каждая последующая ситуация, всегда чем-то но отличается от предыдущей, и даже если в девяти случаев эксперимент был успешным, нет стопроцентной гарантии того, что в десятый раз или даже в сотый раз, не произойдет непредвиденное и все вновь пройдет гладко. Тоже и с людьми, которые вроде бы уже тысячи лет управляются по одной и той же модели, основанной преимущественно на насилии, и эта модель работает, держит людей в подчинении и повиновении, но ведь не всех. И некоторые не просто противятся контролю над собой, они умудряются избавиться от него. Разве люди, обладающие властью, не хотели бы иметь гарантированный способ управлять людьми так, как им вздумается, причем всеми людьми без исключения? Наш мозг и наша психика, это удивительные вещи, которые мы постигаем и пока еще не можем до конца постичь, как только мы перестаем действовать инстинктивно и начинаем реально думать, анализировать и искать вариант наиболее приемлемой для себя реакции, мы непредсказуемы.

Подстройка под ситуацию, это не так сложно на самом деле, главное вам быть адекватным в отношении того, что происходит. Надо понимать такие вещи как корысть в поступках людей, во всех без исключения поступках она есть и мы это должны учитывать, мы должны видеть цели, которые люди преследуют взаимодействуя с нами, мы должны знать методы, согласно которым, люди привыкли добиваться своего. К примеру, разве вы не сможете подстроиться под ситуацию, при которой человек явно хочет вас надуть, желая вам якобы добра, хотя вы понимаете, что никто в этом мире не желает вам добра, обычно под этим маскируют свое желание вас использовать. Что вы сделаете в таком случае, — откажетесь от услуг человека, или укажете ему на его корыстные поступки, раскритикуете, или быть может ему следует подыграть? Как по-вашему, какая модель поведения наиболее перспективна в данном случае, каким образом можно проявить нестандартность, и в то же время не выдавая себя?

Разумеется это последний вариант, при котором вы как лох повелись на уловку того, кто вас пытается надуть, только в это время вы сами его ведете, этакая двойная игра получается, прямо как у шпионов, настоящих шпионов. Этому конечно надо учиться, человек должен иметь не две и не три маски, а столько, сколько будет требовать каждая конкретная ситуация в его жизни. Вот вам и ситуативная модель поведения, когда вы не просто реагируете, прочитав ситуацию, а пытаетесь использовать и используете ее в своих целях. Нет такого понятия как опять одно и то же, есть понятие как еще одна новая ситуация, требующая нестандартного решения, даже если это решение чертовски похоже на стандартное и вы тысячу раз его уже принимали.

Автоматизм приедается, и становится нашим врагом, делая нас предсказуемыми, и не давая возможности действовать по ситуации каждый раз, когда это требуется. Лень заставляет нас искать сходство одной ситуации с другой, и соответственно реагировать, выдавая одно, и тоже решение, на вроде как одинаковые задачи. В общем, от лени надо избавляться и постоянно думать, в жизни это самый важный процесс, свойственный именно человеку, и дающий ему преимущество над остальным животным миром.

Моделирование -- понятие более широкое, чем подражание, но менее диффузное, чем идентификация. Кроме того, сторонники социально-когнитивной теории предпочитают не пользоваться этими терминами, так как они ассоциируются с теориями подкрепления по типу «стимул--реакция» и с психоаналитической теорией, а эти теории, как считают социальные когнитивисты, неадекватно объясняют наблюдаемые данные.

Научение было бы довольно утомительным, если не сказать неэффективным и потенциально опасным, если бы зависело исключительно от результата наших собственных действий. Предположим, автомобилист должен был бы полагаться только на непосредственные последствия (например, столкновение с другим автомобилем, наезд на ребенка) для того, чтобы научиться не ехать на красный свет в час пик. К счастью, вербальная передача информации и наблюдение соответствующих моделей (например, других людей) обеспечивает основу для приобретения наиболее сложных форм поведения человека.

Действительно, Бандура устанавливает, что фактически все феномены научения, приобретаемые в результате прямого опыта, могут формироваться косвенно, путем наблюдения за поведением других людей и его последствиями. Нам не нужно самим умирать от рака, чтобы понять, какие эмоциональные изменения он вызывает, так как мы видели других, пораженных этой болезнью, читали сообщения об их смерти и были свидетелями драматической борьбы с раком.

Таким образом, игнорировать роль научения через наблюдение в приобретении новых поведенческих паттернов -- значит игнорировать уникальные способности человека. Каждый из нас имел опыт борьбы с какой-либо проблемой и обнаруживал, что она становится до смешного легкой, если кто-то раньше уже решил ее

При помощи процессов моделирования наблюдатели извлекают общие черты из, казалось бы, разных реакций и формулируют правила поведения, дающие им возможность идти дальше того, что они уже видели или слышали.

С точки зрения Бандуры, люди формируют когнитивный образ определенной поведенческой реакции через наблюдение поведения модели, и далее эта закодированная информация служит ориентиром в их действиях. Он полагал, что люди избавлены от груза ненужных ошибок и затраты времени на формирование соответствующих реакций, так как они могут, по крайней мере приблизительно, научиться чему-то на примере. Таким образом, например, человек, который внимательно наблюдал за опытным теннисистом, будет иметь мысленный образ хорошей подачи мяча. Когда он учится подавать мяч, то объединяет свою попытку с мысленным образом подачи мяча специалистом.

  • 29. Основные процессы научения через наблюдение
  • 1. Процессы внимания: понимание модели. Человек может научиться многому через наблюдение, если он обратит внимание на характерные черты поведения модели и правильно поймет их. Другими словами, человеку недостаточно просто видеть модель и то, что она делает: скорее индивид должен тщательно выбрать, на что следует обратить внимание, чтобы извлечь релевантную информацию для использования в имитации модели. Любой профессор может подтвердить; что присутствие студента в классе ни в коей мере не гарантирует, что студент усваивает учебный материал. Весенняя лихорадка, жуткий холод, духота в помещении, вечеринка накануне, мечты и несметное число других факторов могут быть причиной того, что студент потерял ход мыслей (или даже не находил его), тем самым искажая процесс научения.
  • 2. Процессы сохранения: запоминание модели. Второй набор процессов, вовлеченных в научение через наблюдение, касается долговременной репрезентации в памяти того, что наблюдалось когда-то. Попросту говоря, наблюдение за поведением модели не будет эффективным, если человек не запомнит ее. Действительно, не имея возможности вспомнить, что делала модель, наблюдатель едва ли продемонстрирует стойкое изменение поведения.
  • 3. Моторно-репродуктивные процессы: перевод памяти в поведение. Несмотря на то, что человек тщательно формирует и сохраняет мысленные образы поведения модели и повторяет в уме это поведение множество раз, может оказаться, что он все-таки будет не в состоянии выстроить поведение правильно. Это особенно справедливо для сложных моторных действий, которые требуют последовательного вовлечения многих отдельных реакций для их мастерского выполнения (например, гимнастические упражнения, игра на музыкальных инструментах, управление самолетом). Этим точно сбалансированным движениям можно учиться, наблюдая за кем-то (возможно, с помощью замедленного аудиовизуального воспроизведения) и символически воспроизводя поведение модели несколько раз, но в действительности поначалу это поведение может быть неуклюжим и плохо скоординированным. В таких случаях недостаточно простого наблюдения, чтобы гладко и точно выполнить действие.
  • 4. Мотивационные процессы: от наблюдения к действию. Эти переменные влияют на научение через наблюдение посредством контроля сигналов моделирования, на которые человек скорее всего обратит внимание, а также интенсивности, с которой он попытается перевести такое научение в открытое выполнение. Бандура подчеркивает, что неважно, насколько хорошо люди следят за моделируемым поведением и сохраняют его, и каковы их способности для выстраивания поведения -- они не будут этого делать без достаточного стимула. Другими словами, человек может приобрести и сохранить навыки, даже обладать способностями для искусного выстраивания моделируемого поведения, но научение редко можно превратить в открытое выполнение, если оно принято негативно. Женщина, рассматривающая себя как «королеву кухни», может не допускать мужа к приготовлению пищи, несмотря на то, что он разговаривает с ней по вечерам, когда она готовит еду. Он всецело полагается на ее кулинарные способности до тех пор, пока она не заболеет, и тогда, под влиянием пустого желудка и хнычущих детей, он выстроит моделируемое поведение приготовления обеда. Его поведение внимания и сохранения, несомненно, проявится в будущем, когда ему нужно будет вспомнить, где хранится ореховое масло или кислая капуста.
  • 30. Подкрепление в научении через наблюдение

Бандура полагает, что хотя подкрепление часто способствует научению, оно совсем не является обязательным для него. Существует множество других факторов, замечает он, отличных от подкрепляющих последствий, которые могут влиять на то, будет ли человек внимательно наблюдать. Нам не нужно ждать подкрепления, например, чтобы обратить внимание на пожарную сирену, вспышки молнии, неприятный запах, непривычные стимулы.

Действительно, когда наше внимание к моделируемой деятельности достигается посредством абсолютного влияния физических стимулов, даже дополнительные позитивные мотивы не усиливают научение через наблюдение. Этот факт доказывается исследованием, показывающим, что дети, наблюдающие модельный процесс по телевидению в затемненной комнате, позже ведут себя сходным образом, независимо от того, было ли им известно заранее, что такая имитация будет поощрена. Говоря короче, прямое подкрепление может помочь моделированию, но не является необходимым для него. Бандура полагает, что понимание поведения человека только как контролируемого исключительно внешними последствиями будет слишком ограниченным. Таким образом, хотя теория социально-когнитивного научения действительно признает важную роль внешних подкреплений, она постулирует существование более широкого круга подкрепляющих воздействий. Люди не только подвержены влиянию опыта, приобретенного в результате своих действий, но и регулируют поведение на основе ожидаемых последствий, а также создают их для себя сами.

Бандура, анализируя роль подкрепления в научении через наблюдение, показывает его когнитивную ориентацию. В отличие от Скиннера, он утверждает, что внешнее подкрепление редко выступает в роли автоматического определителя поведения. Чаще оно выполняет две другие функции -- информативную и побудительную. Подкрепление, следующее за реакцией, указывает или, по крайней мере, может указать человеку на необходимость сформировать гипотезу о том, что такое правильная реакция. Эта информативная функция, или обратная связь, может работать, когда подкрепление переживается прямо или косвенно.

Возьмем такой пример: если вы являетесь свидетелем того, как кого-то наказывают за определенное деяние, это дает вам столько же информации, как если бы наказывали вас. Подкрепление сообщает нам, какие последствия можно ожидать в результате правильной или неправильной реакции. Если, например, ученица средней школы, которая хочет стать врачом, узнает, что она может получить отличную подготовку (подкрепление) на вводном курсе по медицине в колледже -- это как раз такой случай.

Этот вид информации -- обычно называемой побудительной -- имеет значение, если нам нужно правильно предвидеть возможные последствия наших действий и соответственно регулировать поведение. Действительно, без способности предвидеть вероятный исход будущих поступков люди действовали бы крайне непроизводительно, если не сказать рискованно.


Что такое моделирование?

Словарь Уэбстера определяет модель как «упрощенное описание сложного явления или процесса»; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus , которое означает «образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль». Если быть более точным, то слово «модель» происходит от латинского modulus , означающего «уменьшенный» вариант изначального способа. Так, «модель» объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.

Понятие «модель» со временем стало обозначать также «описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению». Этот термин может использоваться также для обозначения «системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей».

Таким образом, миниатюрный поезд, карта расположения основных станций или расписание поездов являются примерами различных моделей железнодорожной системы. Они слу-

жат для имитации того или иного аспекта настоящей системы, а также предоставляют полезную информацию, позволяющую повысить успешность взаимодействия с этой системой. С помощью игрушечной железной дороги, к примеру, можно оценить поведение поезда в тех или иных физических условиях. Карта важнейших железнодорожных станций позволяет наиболее эффективно построить маршрут для путешествия в тот или иной город. Расписание поездов можно использовать, чтобы рассчитать время, которое потребуется на это путешествие. С этой точки зрения, основную ценность любого типа модели представляет ее полезность.

Обзор моделирования в НЛП

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или «модель», данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

Направление, которое получило название «нейро-лингвистическое программирование», возникло из моделирования человеческого поведения и процессов мышления. Моделирование в НЛП подразумевает выявление психических стратегий («нейро») данного человека путем анализа его речевых паттернов («лингвистическое») и невербальных реакций. Из результатов подобного анализа складываются пошаговые стратегии и приемы («программирование»), которые могут быть использованы для передачи данного навыка другим людям, а также для применения его в других контекстах.

Фактически НЛП началось с того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали языковые и поведенческие паттерны работ Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), Вирджинии Сатир (основателя семейной терапии и системной терапии) и доктора медицины Милтона Эриксона (основателя Американского общества клинического гипноза). Первые техники НЛП являлись производными от ключевых вербальных и невербальных паттернов, которые Гриндер и Бэндлер обнаружили в поведении выдающихся психотерапевтов. В названии первой книги на эту тему - «Структура магии» - отразился тот факт, что явления, кажущиеся волшебными и необъяснимыми, часто обладают глубинной структурой, которую можно раскрыть, понять и передать другим людям, так что использовать ее на практике смогут не только придумавшие ее «мудрецы». НЛП представляет собой механизм, с помощью которого релевантные элементы поведения этих выдающихся людей были выявлены и затем сведены в действующую модель.

В НЛП созданы техники и понятия, позволяющие идентифицировать и описывать паттерны вербального и невербального поведения, т. е. ключевые аспекты того, что люди говорят и делают. Основные задачи НЛП - моделировать специфические или исключительные способности для их последующего усвоения другими людьми. Смысл этого вида моделирования заключается в том, чтобы наиболее продуктивным и обогащающим путем воплотить в жизнь то, что удалось заметить и описать.

Средства моделирования в НЛП позволяют идентифицировать специфические, воспроизводимые паттерны в языке и поведении людей, достигших успеха в той или иной деятельности. Несмотря на то, что в основном произведенный в НЛП анализ деятельности этих людей основан на непосредственном наблюдении и слушании, немало полезной информации о человеке содержится и в написанных ими книгах.

Задача моделирования в НЛП заключается не в том, чтобы найти единственное «правильное» или «истинное» описание процесса мышления того или иного человека, но в том, чтобы составить инструментальную карту, которая обеспечила бы практическое применение смоделированной стратегии. Инструментальной называется та карта, которая позволяет нам действовать наиболее эффективно. «Точность» или «реальность» карты уступают по значимости ее «полезности». Таким образом, инструментальное применение моделей когнитивных стратегий или форм поведения человека (или группы людей) подразумевает воплощение их в структуры, которые можно использовать для какой-либо практической цели. Эта цель может быть сходной или отличаться от той, которую ставил перед собой сам человек (или группа людей).

В частности, среди распространенных вариантов моделирования можно выделить следующие:

1. Лучшее понимание какого-либо явления за счет углубления «метапознаний» о лежащих в его основе процессах, затем, например, чтобы суметь научить этому другого человека или использовать новое знание в качестве вспомогательного средства.

2. Повторение или улучшение результатов выполнения тех или иных действий (например, в спорте или в управлении) за счет определения конкретных шагов, предпринимаемых опытными специалистами или связанных с достижением максимального успеха. В этом заключается суть одного из направлений деятельности организаций, названного «воссозданием рабочего процесса» (business process reengineering ).

3 Достижение специфического результата (например, обучение грамоте или успешное лечение фобий или аллергии). В этих случаях нередко более эффективным оказывается не моделирование деятельности отдельно взятого человека, а создание техник, основанных на моделировании целого ряда успешных примеров.

4. Выделение и/или формализация какого-либо механизма с целью применить его к другому содержанию или контексту. Например, эффективную стратегию руководства спортивной командой можно применить в бизнесе, и наоборот. В каком-то смысле на процессах такого рода основано развитие научного метода, где стратегии наблюдения и анализа, разработанные для одной области исследования (например, для физики), применяются и в других областях (например, в биологии).

5. Использование моделируемых процессов в качестве источника вдохновения для создания чего-либо, основанного на них. Хороший пример этого явления - Шерлок Холмс, дедуктивный метод которого Артур Конан Доил построил на диагностических методах своего преподавателя по медицине Джозефа Белла.

Моделирование глубинных и поверхностных структур

Многие принципы и понятия НЛП как средства создания моделей вербального поведения берут начало в области трансформационной грамматики (Chomsky, 1957, 1965), один из главных принципов которой гласит: доступные наблюдению поведенческие проявления, обороты речи и реакции есть поверхностные структуры, которые являются результатом воплощения в реальности глубинных структур.

Иными словами, модели, которые мы создаем на основе окружающего мира с помощью нашего мозга и языка, являются не самим миром, а только его репрезентациями. Принцип трансформационной грамматики подразумевает существование в строении и организации любой кодирующей системы множества уровней, на которых расположены структуры различной глубины. Применительно к моделированию это означает, что для создания эффективной модели той или иной деятельности может оказаться необходимым исследовать различные уровни глубинных структур, лежащих в ее основе. Более того, различные поверхностные структуры могут быть отражениями одних и тех же глубинных структур. Для эффективного моделирования часто бывает важно изучить многочисленные примеры поверхностных структур, чтобы лучше понять или идентифицировать продуцирующие их глубинные структуры.

Еще один аспект взаимосвязи между глубинными и поверхностными структурами - различие между «процессом» и «результатом». Результаты на поверхностном уровне отражают порождающие их более глубокие и менее ощутимые процессы. Таким образом, «глубинные структуры» являются скрытым потенциалом, который проявляется в конкретных поверхностных структурах в результате ряда преобразований. Этот процесс включает в себя избирательное разрушение, равно как и избирательное конструирование данных.

В этом отношении одна из основных проблем моделирования порождается тем фактом, что движение от глубинных структур к поверхностным подвержено влиянию процессов обобщения, опущения и искажения информации. То есть в ходе преобразования глубинной структуры в поверхностную какая-то часть информации неизбежно теряется или искажается. В языке, к примеру, эти процессы имеют место при переходе глубинных структур (зрительных, слуховых и осязательных образов, а также других сенсорных репрезентаций, хранящихся в нервной системе человека) в поверхностные (слова, знаки и символы, которые мы выбираем для описания или воспроизведения нашего первичного сенсорного опыта). Ни одно вербальное описание не способно в полной мере или абсолютно точно воспроизвести идею, которую оно выражает.

Как указывалось выше, в поверхностной структуре проявляются те аспекты глубинной структуры, для которых восстановлено достаточное количество звеньев, утраченных в процессе опущения, искажения и обобщения. Глубинная структура обладает скрытым потенциалом для того, чтобы в Результате ряда преобразований она проявилась в какой-либо поверхностной структуре. Одна из задач моделирования -идентифицировать достаточно полный набор преобразований, чтобы глубинная структура получила соответствующее полезное выражение.

Уровни моделирования

Создание эффективной модели того или иного поведения или поступка требует большего, чем имитация. В зависимости от цели моделирования для достижения желаемого результата может понадобиться информация нескольких различных уровней. Например, в моделировании человека для нашего исследования открыт целый ряд аспектов, или уровней, разнообразных систем и подсистем, в которых действует этот человек.

На одном уровне, в частности, можно рассматривать влияние социального и географического факторов (окружения) на данного человека или того, когда и где он осуществляет свою деятельность. То есть можно оценить внешний контекст: например, состояние рынка, природные условия, место работы и т. д. Кроме того, можно исследовать как макроокружение, так и микроокружение. Микроокружение включает в себя специфическую локализацию в пространстве, например, офис данного человека, конкретное здание, класс для занятий, завод и т. д. Макроокружение составляют естественная среда в целом, социальные контексты, события в обществе и т. д. В дополнение к влиянию этих видов окружения на человека можно исследовать влияние и воздействие, которые сам человек может оказать на окружение.

На другом уровне исследованию подлежат определенные виды поведения и действия, в которые вовлекается данный человек в ходе своей деятельности, т. е. что именно делает этот человек в своем окружении. Каковы конкретные примеры работы, взаимодействия или общения, связанные с его сослуживцами, проблемами или целями? Как и на уровне окружения, можно сосредоточить внимание на микроповеденческих или макроповеденческих паттернах. Макроповедение включает в себя общие паттерны общения, работы, стиля и т. д. Микроповедение - это более детализированные и специфические действия, в том числе конкретное поведение во время выполнения заданий, повседневные обязанности, привычки и т. д.»

Можно оценить также интеллектуальные и когнитивные стратегии и способности, которые необходимы для выполнения действий внутри идентифицированного окружения, т. е. как человек продуцирует поведение в данном контексте. На макроуровне способности включают в себя общие стратегии и навыки, такие как обучение, память, мотивация, принятие решений и креативность. На микроуровне исследование умственных способностей человека включает детализацию того, как человек использует микрокогнитивные паттерны - визуализацию, внутренний диалог или диалог с самим собой, а также сенсорные каналы - в ходе реализации конкретного поведения или выполнения задания.

Далее можно исследовать убеждения и ценности, которые мотивируют и формируют стратегии мышления и способности, необходимые для достижения поведенческих целей в окружении, т. е. почему человек делает что-либо в конкретное время в конкретном месте. На макроуровне базовые убеждения связаны с типом значения, причинно-следственных отношений и ограничений, которыми люди наделяют события или которые они воспринимают в окружающем мире. На микроуровне убеждения и ценности человека могут иметь отношение к процессам на других уровнях. То есть человек может обладать убеждениями относительно собственного окружения, поведения, способностей, идентификации, рабочей системы, профессии, сообщества и т. д. Человек даже может обладать убеждениями относительно собственных убеждений, расценивая их как «хорошие», «плохие», «прогрессивные», «противоречивые» и т. д.

Можно взглянуть еще глубже и исследовать восприятие роли или идентификации, которую данный человек связывает со своими убеждениями, способностями или действиями внутри того или иного окружения, т. е. кто стоит за всеми этими «почему», «как», «что», «где» и «когда». Для этого следует рассматривать определение роли, черты характера, личность и т. д. Ключевой элемент установления определенной роли или идентичности подразумевает определение чувства миссии, присущей данному человеку в рамках более крупной системы, где осуществляется его деятельность.

Предметом исследования может стать и способ действий данного человека в контексте отношений с членами семьи, коллегами, социальным классом или культурой, т. е. кем является или будет являться человек в связи с «кем-то и чем-то еще». Другими словами, каково видение этим человеком поведения, способностей, убеждений, ценностей и идентификации людей внутри более крупной системы, частью которой он является? Нередко это видение наделяет окончательным значением все остальные уровни.

Одним из способов наглядного представления взаимосвязей между этими элементами является сеть генеративных систем, в фокусе или центре конвергенции которых находится идентификация как суть процесса моделирования (рис. 7).

Рис. 7. Сеть логических уровней

Подводя итоги, отметим, что моделирование может включать в себя исследование взаимоотношений между целым рядом различных уровней опыта, в том числе:




Окружение определяет внешние возможности или ограничения, на которые человек вынужден реагировать. В него входят «где» и «когда»

Поведение представляет собой определенные действия или реакции данного человека внутри окружения. В него входит «что» того или иного навыка или способности.

Способности направляют действия посредством ментальной карты, плана или стратегии. Для того или иного навыка или способности они отвечают на вопрос «как».

Убеждения и ценности обеспечивают подкрепление (мотивацию и разрешение), которое поддерживает или подавляет способности. В них кроется «почему» того или иного навыка или способности.

Идентификация связана с ролью человека, миссией и/или самосознанием. Она отвечает на вопрос «кто» для того или иного навыка или способности.

Духовность связана с более обширной системой, частью которой является данный человек. Она дает ответ на вопрос «кто еще» или «для кого» существует тот или иной навык или способность.

Моделирование способностей

Большинство процессов моделирования в НЛП сосредоточены на уровне способностей, уровне «как». Способности связывают убеждения и ценности с определенным поведением. Без ответа на вопрос «как» знание того, «что нужно делать» и даже «почему это нужно делать», теряет всякий смысл. Способности и навыки обеспечивают связи и «рычаги», позволяющие проявляться нашему видению, идентификации, ценностям и убеждениям в виде действий в том или ином окружении.

Тот факт, что механизмы моделирования в НЛП сфокусированы на способностях, не означает, однако, что они затрагивают только информационный уровень. Нередко для воспроизведения желаемой способности требуется весь гештальт убеждений, ценностей, самосознания и специфических поведенческих проявлений. В НЛП утверждается, что сосредоточение внимания на развитии способностей позволяет создавать наиболее практичные и полезные комбинации «глубинных» и «поверхностных» структур.

Важно помнить, что способности являются более глубокой структурой, чем определенные задачи или приемы. Приемы обычно представляют собой последовательность действий или мер, которые ведут к выполнению того или иного задания. В то же время навыки и способности на практике нередко оказываются «нелинейными». Конкретный навык или способность (например, способность «творчески мыслить» или «продуктивно общаться) может служить опорой для различных задач, ситуаций и контекстов. Способности требуют «произвольного доступа», благодаря которому человек сможет в любое время моментально воспроизвести тот или иной навык в условиях любой задачи, ситуации или контекста. Таким образом, вместо линейной последовательности этапов навыки организуются вокруг модели ТОТЕ, которая представляет собой петлю обратной связи между а) целями, б) многообразием средств, используемых для достижения этих целей, и в) основаниями для оценки успешности достижения этих целей.

ТОТЕ: минимальные требования для моделирования эффективных навыков и видов поведения

«Преследование будущих целей и выбор средств для их достижения есть признак и критерий наличия у наблюдаемого явления собственного интеллекта».

Уильям Джемс, «Принципы психологии» ".


Моделирование в НЛП построено на основе ориентированной на цель петли обратной связи - TOTE (Miller, Gallanter and Pribram, I960). Аббревиатура TOTE расшифровывается как Test - Operate - Test - Exit (Проверка-Действие-Проверка-Выход). Понятие ТОТЕ подразумевает, что все психические и поведенческие программы вращаются вокруг постоянной цели и разнообразных средств ее достижения.

Эта модель указывает на то, что в процессе мышления мы (осознанно и неосознанно) определяем цели и разрабатываем процедуру проверки того, достигнута цель или нет. Если цель еще не достигнута, мы действуем, чтобы с помощью изменений или каких-либо других средств приблизиться к желаемой цели. Когда критерии нашей проверки удовлетворены, мы переходим к следующей стадии. Таким образом, функция любой отдельно взятой части поведенческой программы заключается в том, чтобы проверить информацию, поступающую от органов чувств, оценить свои успехи или приступить к действиям, позволяющим изменить какую-либо часть актуального переживания так, чтобы она смогла удовлетворить критериям проверки и можно было бы перейти к следующей части программы.

Проверкой успешности «руководства», к примеру, может служить «выгодность» того или иного проекта. Если проект. приносит мало выгоды, руководитель вынужден действовать, принимать меры в попытке превратить проект в более доходный или предлагать более приемлемый вариант проекта.

1 William James. Principles of Psychology.

Часто существует множество способов проверить что-либо, например «выгодность», в основе чего лежит множество карт и допущений (что значит «быть выгодным»). В частности, «выгодность» можно определить на основе:

а) физического обладания наличностью или другими средствами;

б) сравнения с другими проектами;

в) долгосрочной выгоды данного проекта;

г) дополнительных возможностей, которые возникают в результате данного проекта.

Варьируя эти обоснования, можно установить принципиально различные результаты осуществления проекта и деятельности вовлеченных в него людей. Именно эти, порой достаточно тонкие, различия в проверках и действиях составляют разницу между эффективным и неэффективным исполнением.




Рис. 8. Моделирование требует определения различных элементов ТОТЕ исполнителя

Таким образом, в НЛП считается, для того чтобы успешно моделировать тот или иной навык или достижение, необходимо идентифицировать каждый из ключевых элементов ТОТЕ по отношению к данному навыку или достижению (рис. 8):

1. Цели исполнителя.

2. Обоснование и процедуры обоснования, используемые исполнителем (исполнителями) для того, чтобы определить успешность действий.

3. Действия, которые предпринимает исполнитель (предпринимают исполнители) для достижения цели, а также специфические виды поведения как средства осуществления этих действий.

4. Реакция исполнителя (исполнителей), если цель не достигнута с первого раза.

Уровни сложности навыков и способностей

Следует принимать во внимание, что способности сами по себе обладают различной природой и уровнями сложности. В попытке смоделировать свойственные выдающимся людям цели, обоснования, действия и реакции на затруднения (элементы ТОТЕ) важно учитывать, на какие уровни они могут быть направлены. К примеру, «цель» можно сформулировать в терминах специфического поведения, например «произвести двадцать единиц продукции к пятнице», или в терминах способностей: «совершенствовать наши способности в сфере решения проблем». На уровне убеждений и ценностей цель может быть сформулирована как «сделать акцент на качестве продукции». На уровне идентичности - «достичь статуса ведущего предприятия в нашей отрасли». Цель, определяемая в терминах «видения», может звучать так: «изменить способ общения людей друг с другом».

Очевидно, что различные уровни целей требуют обоснований и действий на различных уровнях. Разными будут и уровни проблем, которые возникнут на пути к их осуществлению. Фактически обретение мудрости и навыков для управления взаимоотношениями между различными уровнями процессов, вероятно, является одной из сложнейших задач любой эффективной деятельности.

Некоторые навыки и способности, на самом деле, состоят из других навыков и способностей. Способность «написать книгу» складывается из способностей, связанных со словарным запасом, грамматикой и орфографией языка, на котором человек собирается писать, равно как и со знаниями предмета, о котором будет книга. Эти способности нередко называют «встроенными ТОТЕ», «субпетлями» или «субнавыками», поскольку они представляют собой дробные части, из которых строятся более утонченные или сложные навыки. Способность к лидерству, например, состоит из множества отдельных навыков, связанных с эффективным общением, установлением раппорта, решением проблем, системным мышлением и т. д.

Таким образом, процесс моделирования сам по себе может быть направлен на различные уровни сложности тех или иных навыков и способностей (рис. 9).

Простые поведенческие навыки включают в себя специфические, конкретные, доступные непосредственному наблюдению действия, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут). Среди примеров простых поведенческих навыков - выполнение танцевального движения, достижение определенного состояния, бросок мяча в корзину, наведение ружья на цель и т. д.

Простые когнитивные навыки включают в себя специфические, легко идентифицируемые и поддающиеся проверке психические процессы, выполнение которых занимает короткий временной период (несколько секунд или минут-). Среди примеров простых когнитивных навыков - запоминание имен, умение читать и писать, приобретение простого словарного запаса, создание мысленного образа и т. д. Подобные навыки мышления приносят легко поддающиеся наблюдению и измерению поведенческие результаты, а также непосредственную обратную связь.

Простые лингвистические навыки включают в себя распознавание и использование определенных ключевых слов, фраз и вопросов, например умение задавать специфические вопросы, распознавание и реакция на ключевые слова, пересмотр ключевых фраз или отказ от них и т. д. Применение этих навыков также доступно для непосредственного наблюдения и измерения.

Сложные поведенческие (или интерактивные) навыки включают в себя установление и координацию последовательности или сочетаний простых поведенческих действий. Такие способности, как жонглирование, военная подготовка, успешная игра (в спорте), проведение презентации, исполнение роли в фильме или пьесе и т. д., можно считать примерами сложных поведенческих навыков.

Сложные когнитивные навыки требуют синтеза или последовательности других простых навыков мышления. Примерами способностей, включающих использование сложных когнитивных навыков, являются сочинение рассказа, диагностика проблемы, решение алгебраической задачи, написание песни, составление программы моделирования и т. д.

Сложные лингвистические навыки требуют интерактивного использования языка в высокодинамичных (и нередко спонтанных) ситуациях. Примерами способностей, требующих сложных лингвистических навыков, являются убеждение кого-либо в чем-либо, ведение переговоров, вербальный рефрейминг, использование юмора, пересказ истории, гипнотическое внушение и т. д.

Очевидно, что каждый уровень навыков включает в себя способности, или ТОТЕ, которые были задействованы на предыдущих уровнях. Таким образом, обычно комплексные навыки моделировать сложнее, чем простые; гораздо легче научиться моделированию простых поведенческих и когнитивных навыков и лишь потом переходить к более сложным заданиям.



Рис. 9. Навыки составляют различные уровни сложности

Впрочем, нередко сложные навыки можно «разделить» до комбинации или последовательности более простых. Ключевым условием моделирования, таким образом, является необходимость определить, на каком уровне навыка следует сосредоточить внимание. Понятия и приемы, приносящие успех в моделировании одного уровня навыка, могут оказаться совершенно неэффективными при моделировании другого уровня. Например, простая имитация, или «зеркальное отражение», может принести успех при моделировании простых поведенческих навыков, но оказаться малоэффективным средством моделирования сложных когнитивных или лингвистических навыков. Сходным образом, при моделировании простого когнитивного навыка можно обойтись простой анкетой или вербальным интервью, однако это же средство окажется неадекватным для создания эффективной модели сложного или даже простого поведенческого навыка.

В контексте понятия культуры предложена классификация моделей поведения человека:

Личностные характеристики

Существует модель «программирования мышления и поведения человека», отраженная на рисунке 1., показывающая, насколько поведение человека определяется его личностными характеристиками, а насколько – культурной принадлежностью. Несомненно, современные менеджеры, работающие в условиях кросс‑культурной среды, должны учитывать эти обстоятельства. Это поможет более грамотно общаться с коллегами, а в конечном итоге повысит эффективность бизнеса.

Рис. 1. Модель поведения человека

Данная схема отражает то, что присуще каждому, независимо от нации и культуры. С другой стороны, отмечается, какие проблемы будут индивидуальными, а какие произрастают из факторов культурной принадлежности.

Модели поведения людей разных национальностей, например финнов и итальянцев, представлены на рисунках 2. и 3. Финская культура во многом зависит от таких приобретенных характеристик как честность, внутренняя сила, надежность, а с другой стороны пессимизм и недоверие к словам, итальянская же культура предполагает коммуникативность, шарм, эмоциональность и во многом архаичные законы, часто приукрашенную правду. Интересным является тот факт, что именно унаследованные характеристики, общие для всех людей, являются направляющим вектором, который позволяет соединять столько различий.

Рис. 2. Модель поведения финна

Рис. 3. Модель поведения итальянца.

Очень большой отпечаток на приобретенные характеристики народов накладывает история – на наш взгляд, российская модель формируется во многом через историческое и религиозное влияние. Культурная принадлежность указывает на толерантность, честность, отзывчивость, а с другой стороны недисциплинированность и легкомыслие.

Рис. 4. Модель поведения русского человека

Мышление и поведение разных народов никогда не станут одинаковыми. Однако в условиях работы в полинациональной среде, будь то ТНК или российская компания c персоналом разных национальностей, небольшая адаптация к другой культуре поможет избежать непреднамеренных оскорблений и возможных конфликтов, при этом нужно знать меру и не стараться скрывать свои национальные особенности.

Ценностные характеристики

При прогнозировании развития цивилизаций целесообразно учитывать особенности поведения народов, их ценности и жизненную философию, которая настолько глубоко сидит в людях, что никакие экономические и политические новшества не смогут существенным образом изменить ее даже за сотни лет.

Такой подход Ричард Льюис называет «культурным детерминизмом». В его основе лежит анализ истории развития различных цивилизаций и, прежде всего, моральных ценностей человека и их проявлений в коммуникативной деятельности.

В работах по межкультурным коммуникациям употребляются термины: «мужские ценности» и «женские ценности», причем в основе мужских ценностей лежат власть и материальное благополучие, а в основе женских – нематериальные блага.

Таблица 1.
Мужские и женские ценности

Культуры, в которых преобладают признаки, указанные в левой колонке, принято считать мужскими, а признаки в правой колонке характерны для женских культур.

Конец прошлого века с его громкими научными открытиями, погоней за материальными благами, эксплуатацией природных ресурсов привёл к социальному кризису. Это кризис мужских ценностей, характерных для западных стран и США. Он выражается в быстроразвивающемся чувстве одиночества, отчуждённости от семьи и общества. Следствием его стали распады семей, рост преступности, загрязнение окружающей среды, негативное отношение к политическим деятелям и крупным бизнесменам, недоверие к правительству.

Ричард Тарнас отмечает, что сейчас для Запада пришло время перехода от мужских ценностей, которые долгое время были доминирующими, к женским ценностям, находившимся в тени в течение многих лет.

Элементы данных характеристик культур взаимодействуют сразу на нескольких уровнях и формируют своеобразную сеть информационных контактов.

Бизнес – культура страны имеет тенденцию отражать её общую культуру. «Великий раздел» между культурами влияет на ведение бизнеса с самого начала и до конца любых коммерческих взаимоотношений.

Ричард Гестеланд рассматривает методику классификации культурных переменных, из – за которых возникает большинство проблем при проведении международных сделок.

Таблица 2.
Классификация территориальных единиц по проведению международных сделок

В этом и состоят различия в культуре ведения бизнеса. Если внимание сосредоточено на сделке, то участники думают в основном о выполнении задания, а если внимание сосредоточено на взаимоотношениях, то участники скорее думают о людях.

Когда экспортеры, сосредоточенные на сделке, пытаются вести бизнес с людьми, сосредоточенными на взаимоотношениях, возникают конфликты.

Многообразие культурных различий привело исследователей к идее построения кластеров – совокупности стран (культур), обладающих схожими свойствами. Одну из таких классификаций предложили Ронен и Шенкар. Они выделили:

1. скандинавский кластер: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания;

2. германский кластер: Германия, Австрия, Швейцария;

3. англоязычный кластер: США, Великобритания, Австралия, Южная Африка, Канада, Новая Зеландия, Ирландия;

4. романский кластер: Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия;

5. латиноамериканский кластер: Аргентина, Венесуэла, Мексика, Чили, Колумбия, Перу;

6. дальневосточный кластер: Таиланд, Индонезия, Тайвань, Филиппины, Сингапур, Гонконг, Вьетнам;

7. Арабский: Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;

8. ближневосточный кластер: Турция, Греция, Иран.

Познавательном значение этой классификации, безусловно, однако следует в то же время согласиться с исследователями, указывающими на ее противоречивость: так, например, с культурной точки зрения, помещать в одном кластере Турцию и Грецию, по-видимому, неправомерно. То же самое можно сказать о Бельгии в романском кластере и т.д. Вообще говоря, эта кластеризация должна рассматриваться просто как один из шагов будущей достаточно сложной и многомерной классификации.

В классификации Ричарда Льюиса всё многообразие мировых культур разделяется на три категории:

1. Моноактивные.

В моноактивных компаниях (Германия, Швеция, Голландия, Америка) принято систематически планировать будущее, причем делается это в мельчайших подробностях и деталях. Вся работа осуществляется в строго фиксированное время, проекты разбиваются на этапы. Здесь любят графики и расписания, строго придерживаются планов, стараются опираться строго на факты, прописывают все процедуры, каждый отдел выполняет установленный круг функций. Система покровительства отсутствует; в работе приветствуется официальность, точность и своевременность выполнения поручений; ценится профессиональная компетентность; профессиональное и личное разграничивается.

2. Полиактивные.

Образ жизни полиактивных фирм (Бразилия, Италия, Португалия, Испания, Латинская Америка, культуры исламского мира) несколько иной. Планирование осуществляется только в общих чертах; работа делается в любое время суток; график непредсказуем, проекты могут накладываться друг на друга. Как правило, конечный результат интересует меньше, чем процесс. Изменившиеся обстоятельства принимаются во внимание и могут удлинить время исполнения проекта. Предпочтение отдаётся информации, полученной из первых рук, как правило, устной. Сотрудники могут заниматься делами всех подразделений, используют связи, ищут протекции. Часто в полиактивных компаниях работают родственники. Можно наблюдать разговоры часами, пометки делаются редко, личное и профессиональное обычно смешивается.

3. Реактивные.

Компании с реактивным типом культуры трудно назвать западными. В более традиционной классификации это фирмы с так называемым японским подходом. Специфика работы в них настолько ярко выражена, что, принимая приглашение на работу в подобную компанию, необходимо пройти специальный тренинг для минимизации последствий «культурного шока», который в таком случае может быть достаточно сильным.

Таблица 3.
Общая характеристика трех типов кросс‑культурных коммуникаций.

Моноактивные Полиактивные Реактивные
Систематически планируют будущее Планируют только в общих чертах Сверяют только с общими принципами
В данное время делают только одно дело Делают одновременно несколько дел Реагируют по ситуации
Разбивают проекты на этапы Дают проектам пересекаться Рассматривают картину в целом
Строго придерживаются плана Меняют планы Вносят легкие коррективы
Бесстрастны Эмоциональны Ненавязчиво заботливы
В споре опираются на логику В споре эмоциональны Избегают конфронтации
Редко перебивают Часто перебивают Не перебивают
Сдержанная жестикуляция и мимика Эмоциональная жестикуляция и мимика Едва уловимая жестикуляция и мимика

Россия – страна, на менталитет которой наложили отпечатки и культура Азии, и культура Европы. Используя предложенную классификацию, Россию можно частично отнести к реактивным культурам.

Особенности исторического развития и географического положения России дают возможность сыграть уникальную роль интеллектуального моста между Востоком и Западом. В настоящее время сближении таких разных культур как Восток и Запад является одной из основных тенденций мировой экономики. В частности, западные модели бизнеса уже давно успешно взаимодействуют с менталитетом Востока. Но теперь возможно и обратное движение. Именно Россия, находящаяся на грани типов культур и континентов, – занимает ключевое место в складывающемся новом культурном и экономическом порядке.

Сравнивая Восток и Запад, нами сравниваются «женские» и «мужские» ценности. Наличие общих черт даёт повод предположить, что активизация женских ценностей на Западе неизбежно приведёт к его сближению с Востоком и, как следствие, к признанию и применению многих моделей поведения, характерных для восточных культур, в том числе и экономических. И если Запад хочет работать на этом рынке, ему придётся учиться общаться с восточными людьми. Для этого нужно знать особенности их менталитета и их ценности.

Таблица 4.
Мировые ценности

Западные Восточные
Демократия Иерархия
Равенство Неравенство
Вера в себя Вера в судьбу
Индивидуализм Коллективизм
Равные права мужчин и женщин Доминирование мужчин
Факты и цифры Отношения
Напористость и энергичность Спокойствие и мудрость
Линейное время Цикличное время
Ориентация на результат Ориентация на гармонию

Таблица 5.
Коммуникационные стили

Особенности в стилях коммуникации могут приводить к недопониманию в общении представителей восточных и западных культур. Принципы организации профессиональной деятельности на Западе и на Востоке также во многом отличаются.

Процесс сближения Запада с Востоком, несомненно, пойдёт на пользу Европе, так же, как в своё время «американизация» восточных стран дала им толчок к экономическому развитию. Восточные государства, прежде всего Япония и Южная Корея, давно обратили внимание на необходимость учитывать национальные особенности западных клиентов и партнёров по бизнесу.

Западные компании, успешно оперирующие в Европе и США, много раз ошибались, пытаясь автоматически перенести свои принципы организации бизнеса на восточные рынки. На сегодняшний день, в крупнейших транснациональных компаниях уделяется большое внимание кросс‑культурной подготовке персонала.

Тема 3. Кросс‑культурные стратегии в управлении организацией

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Моделирование поведения личности в организации

Введение

1. Понятие моделирования

Введение

Широкое применение в настоящее время в различных предметных областях получило моделирование. Использование моделирования позволяет всесторонне изучить поведение той или иной системы или процесса и выработать рекомендации по повышению эффективности их функционирования. Принятие решений, исследовательские задачи, тренаж, обучение и другие задачи сегодня решаются с помощью моделирования.

Задача моделирования человеческого поведения, в ее сегодняшнем представлении, отражает в себе основные проблемные моменты, сложившиеся в философии, психологии, социологии, кибернетике и в прочих науках. На данный момент остро стоит вопрос об актуализации вопросов связанных с персонализацией организации или конкретного рабочего места. Эффективность принятия решения и работы персонала зависит не только от внедрения новых информационных технологий и экономических новшеств, но также и от внутренней рабочей среды, создаваемой сотрудниками при совместной деятельности, направленной на решение конкретной задачи или разрешение определенной ситуации. Поэтому необходимо изучить модели поведения работников в организации. При комбинации выше перечисленных факторов можно добиться более значительных эффектов работы персонала, а значит и организации в целом. Целью данной работы ставится изучение моделирования поведения личности. Моделирование поведения личности применительно к организационному поведению означает моделирование поведения работника организации. Изучение моделирования поведения в управленческой деятельности является актуальной проблемой на сегодняшний день. Исходя из цели, можно определить задачи работы: изучить, что такое модель, моделирование, какие модели поведения существуют. Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения, разбора конкретной деловой ситуации и списка использованной литературы.

1. Понятие моделирования

Существует несколько подходов к изучению свойств интересующих систем. Известны такие подходы:

1) ситуационный подход, когда решение проблемы принимается исходя из особенностей ситуации;

2) системный подход, когда система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов;

3) процессный подход, когда система - это последовательность определенных видов деятельности;

4) моделирование - исследование системы путем построения и изучения ее модели.

Словарь Уэбстера определяет модель как "упрощенное описание сложного явления или процесса"; примером может послужить компьютерная модель системы кровообращения и дыхательных путей. Этот термин является однокоренным с латинским словом modus, которое означает "образ действий либо существования; метод, форма, манера, привычка, способ или стиль". Если быть более точным, то слово "модель" происходит от латинского modulus, означающего "уменьшенный" вариант изначального способа. Так, "модель" объекта обычно представляет собой миниатюрную версию или репрезентацию этого объекта. Действующая модель (например, машины) обозначает нечто, способное выполнять ту же работу, что и сама машина, но в меньшем объеме.

Понятие "модель" со временем стало обозначать также "описание или аналогию, используемую для того, чтобы облегчить визуализацию чего-либо (например, атома), недоступного непосредственному наблюдению". Этот термин может использоваться также для обозначения "системы постулатов, данных и выводов, формального описания некого явления или положения вещей".

Таким образом, миниатюрный поезд, карта расположения основных станций или расписание поездов являются примерами различных моделей железнодорожной системы. Они служат для имитации того или иного аспекта настоящей системы, а также предоставляют полезную информацию, позволяющую повысить успешность взаимодействия с этой системой. С помощью игрушечной железной дороги, к примеру, можно оценить поведение поезда в тех или иных физических условиях. Карта важнейших железнодорожных станций позволяет наиболее эффективно построить маршрут для путешествия в тот или иной город. Расписание поездов можно использовать, чтобы рассчитать время, которое потребуется на это путешествие. С этой точки зрения, основную ценность любого типа модели представляет ее полезность.

Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности.

Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Моделирование поведения включает в себя наблюдение и описание эффективных механизмов, лежащих в основе выдающихся достижений любого рода. В процессе моделирования сложное событие или серия событий разбиваются на меньшие части, позволяющие тем или иным способом воспроизвести исходный объект. Задача моделирования поведения заключается в том, чтобы создать практическую карту, или "модель", данного поведения, которую любой желающий мог бы использовать для подражания или воспроизведения какого-либо аспекта этого поведения. Цель моделирования поведения - установить наиболее значимые элементы мышления и действий, необходимые для того, чтобы достичь определенного результата или реакции. Вместо коррелятивных или статистических данных модель того или иного поведения предоставляет описание действий, необходимых для достижения подобного результата.

Моделирование поведения - обучение при помощи ролевой модели поведения путем рассмотрения, обследования или представления опыта другого человека. Ролевые модели будут рассмотрены ниже.

В рамках организационного поведения моделирование представляется как наиболее удобный и эффективный подход к изучению поведения работников. Модель представляет собой любое изображение процесса или любого объекта в виде графика, чертежа, диаграммы и других форм отображения данных с целью упрощения изучения свойств этого объекта или системы. Любой модели предписываются свойства изучаемого объекта. В рамках организационного поведения используют различные типы моделей и различные принципы моделирования. Существуют, например, модели трудового поведения, модели ролевого поведения в организации, модели мотивации сотрудников и т. д. Модели используют также для обобщения конкретных данных, для облегчения восприятия этих данных.

Часто при осуществлении процесса управления менеджеры могут формировать определенные модели сотрудников:

1) психологические модели, составленные на основе психологических особенностей работника. Здесь могут быть учтены темперамент работника, его эмоциональная устойчивость;

2) экономические модели. На основе занимаемой работником должности, принадлежности его к социальному классу;

3) различные другие модели.

Моделей поведения человека в организации множество, и автор каждой из моделей представляет именно свою модель как самую эффективную и удобную в использовании. Иногда модели соединяются в единую комплексную модель. Чем больше факторов учтено в модели, тем сложнее получается процесс моделирования, однако такие модели, как правило, более точные и приближены к реальности.

Каждый человек в процессе взаимодействия с внешней средой формирует различные модели. Это могут быть моделирование групп, в которых он действует, либо моделирование людей, с которыми осуществляет взаимодействие, и даже моделирование своего собственного поведения и реагирования на изменения внешнего окружения. Однако стоит понимать, что если человек сформировал определенную модель, которой пользуется в определенный момент жизни, то маловероятно, что эта модель останется неизменной в течение последующего времени. Моделирование может усложняться или, наоборот, упрощаться в зависимости от возраста, взглядов, окружения моделирующего человека.

2. Модели ролевого поведения человека

Человек в процессе общения, исполнения трудовых и бытовых обязанностей склонен принимать на себя и исполнять определенные социальные роли. Приходя в новую организацию, работник изначально присматривается к членам группы, а группа в это время присматривается к человеку. Определение роли может быть как добровольное, когда человек самостоятельно выбирает для себя определенную стратегию поведения, которая отвечает его принципам, взглядам, либо его роль в группе устанавливается самим коллективом. В зависимости от целей разделения на роли они могут быть определены по нескольким принципам. Например, по исполняемой в организации функции, виду работ. С этой точки зрения работнику может быть предписана одна из следующих ролей:

а) консультирование по организационным вопросам. Может быть представитель отдела маркетинга, например, который на основе анализа спроса рекомендует производственному отделу производить какой-либо новый продукт или услугу;

б) поиск, переработка и представление информации. Как правило, те же маркетологи и работники службы конкурентной разведки;

в) проектирование и разработка. Люди, занимающиеся моделированием процесса производства, разработкой новых продуктов, а также творческие работники, занимающиеся планированием нововведений в организации с целью повышения ее конкурентоспособности;

г) контроль и исправление. Технологи, менеджеры, осуществляющие контроль за внутриорганизационными процессами. 2) в зависимости от модели поведения, которую от работника ожидают в этой организации. Эти роли часто определяются межличностными отношениями внутри коллектива. В соответствии с этим принципом в организации выделяются следующие роли: моделирование ролевой организационный поведение

а) поддержка. Члены коллектива, которые могут успокоить и поддержать коллег, к ним, как правило, обращаются больше за эмоциональной, нежели за профессиональной поддержкой;

б) подбадривание. Даже при кризисе в организации люди остаются позитивно настроенными и передают этот позитив коллегам. Они всегда приводят доводы в пользу того, что все складывается удачно. При отсутствии в коллективе человека с такой ролью работники могут быстро впадать в депрессию и снижать работоспособность;

в) критика. Склонность критиковать всех и вся, постоянное недовольство существующим положением дел. Как правило, такие люди не очень объективны, но все же иногда помогают чрезмерным оптимистам взглянуть правде в глаза;

г) лидерство. Такие люди могут необъективно требовать от коллег подчинения по причине самолюбия и эгоизма. Такой человек чувствует необходимым быть наделенным властью, по крайней мере, над одним человеком. В организациях существует также роль шута. Человек-шут всегда шутит, подбадривает, снимает напряжение в коллективе.

3. Модели организационного поведения человека

В одной и той же организационной среде разные люди ведут себя по-разному. Человек всегда обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой -- он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, специалисты выделяют четыре модели организационного поведения человека.

Первая модель организационного поведения: преданный и дисциплинированный член организации. Он полностью принимает все организационные ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль полностью в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Поэтому результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли и функций в организации.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение основ поведения личности. Исследование основополагающих начал поведения человека. Популярная модель личности Майерс-Бриггс. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации. Закон Йеркса-Додсона. Критериальная база человека.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Описание модели взаимодействия человека и организационного окружения. Способы разрешения ролевых конфликтов. Особенности восприятия индивидом окружения. Рассмотрение критериальной основы поведения личности. Характеристика индивидуальности человека.

    реферат , добавлен 21.10.2010

    Анализ теории поведения личности - совокупности социально значимых действий, обусловленных занимаемой позицией и пониманием собственных функций. Исследование причин неэффективного поведения персонала. Управление поведением людей в рабочем коллективе.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2010

    Основы организационного и должностного поведения. Теории поведения человека в организации. Взаимодействие личности и организации. Сущность мотивации трудового поведения персонала. Основные теории лидерства. Управление конфликтами в организации.

    методичка , добавлен 10.08.2009

    Развитие взглядов на поведение личности в организации. Понятие личности и ее структура, свойства и внешнее проявление. Особенности поведения человека в организации, адаптация к новым условиям и коллективу. Понятие и способы построения деловой карьеры.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Понятия, уровни, модели организационного поведения. Изучение и анализ поведения индивида, группы, организации с целью понимания, предсказания и усовершенствования индивидуального поведения каждого работника. Способы влияния на организационное поведение.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2013

    Анализ особенностей поведения человека в организации. Сущность взаимодействия личности и группы. Изучение коллективного поведения в аспекте современного менеджмента. Взаимодействие и регулирование поведения личности и коллектива в системе менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2015

    Учет и использование в работе менеджера и в управлении организационным поведением основных психологических характеристик личности. Общие положения о природе человека и организаций, модели организационного поведения сотрудников, профессиональные кризисы.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2010

    Определение природы и изучение структуры основных моделей организационного поведения. Преимущества и недостатки опеки, поддержки, авторитарной и коллегиальной модели поведения в организации. Ориентация на руководство и участие педагога в процессе труда.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2013

    Психологические характеристики личности, их использование в управлении организацией. Мотивы, побуждающие человека к труду. Модели организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисы. Виды самомотивации и структура самосознания личности.