Материал на тему: Опыт работы с пособием "Детский календарь". Детский календарь Детский календарь дороновой октябрь 6 7 лет

Калинченко Ольга Владимировна,

воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребёнка – детский сад № 7»

г. Калачинска Омской области

«Детский календарь» как средство эффективного взаимодействия ДОУ и семьи»

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.

Е.А. Мухачева

Сегодня приоритетом в образовании являются интересы и потребности каждого ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития необходимо взаимодействие семьи и ДОО. В ДОО ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Ответственность за воспитание ребенка несут родители, а ДОО лишь призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между ДОО и семьей.

Детский сад – мир радости для детей. И педагоги в этом мире дарят радость общения детям, становятся их друзьями и партнерами в любых делах, помогают каждому развивать свои потенциальные возможности.

Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Семья является основными заказчиками ДОО, поэтому взаимодействие невозможно без учета их интересов и запросов.

В дошкольном возрасте влияние родителей на ребёнка обладает такой силой, которая способна творить чудеса! В наше быстро меняющееся время взрослому иногда сложно угнаться за новыми методиками, а подрастающее поколение очень подвижное и интеллектуальное. И порой родителям в домашних условиях трудно подобрать развивающее содержание, и определить, чем и как надо заниматься с ребенком, чтобы он получил своевременное развитие. К сожалению, для маленьких детей не подходят школьные методы обучения, и для того, чтобы помочь родителям в решении вопросов, связанных с развитием детей от 3 лет до 7 лет, С.Г. Дороновым было разработано оригинальное дидактическое пособие«Детский календарь».

Это полноцветная 30-ти страничная брошюра. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание и сопутствующие материалы.

Структура комплекта «Детский календарь»:

  • Познавательно – исследовательская деятельность – представлена с помощью картинок и иллюстраций. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе.
  • Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.
  • Продуктивная деятельность – представлены в виде изготовления интересных для малыша поделок.
  • Художественная литература – в виде книжек – самоделок.

Всем участникам образовательного процесса – педагогам и родителям – очень важно понимать, что основная цель использования «Детского календаря» заключается не в стремлении дать ребенку какие-либо факультативные знания, и не для того, чтобы переложить часть образовательной нагрузки на родителей. Основной целью этой работы является создание единого социокультурного образовательного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих важнейших образовательных институтов.

Предложенная в «Детском календаре» поделка из бумаги получает «вторую жизнь» в детском саду, герои прочитанных в семье сказок «неожиданно» появляются в совместной деятельности воспитателя с детьми и тому подобное. Таким образом, создаются условия, в которых родители ребенка заинтересованы в том, чтобы эту поделку изготовить, а книжку – прочитать. В этом отличие технологии «Детский календарь» от традиционных «Выставок работ детей и родителей».

Всё, что сделано родителями с ребёнком в «Детском календаре», находит дальнейшее продолжение и развитие в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Для того чтобы сотрудничество с родителями в предложенной системе было более осознанным и постоянным, а, следовательно, эффективным, педагог ставит и решает ряд задач, которые заключаются в следующем:

– установление доверительных отношений с родителями и разъяснение значения их взаимодействия по развитию ребёнка;

– убеждение родителей в необходимости проведения систематического взаимодействия с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;

– разработку системы публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей с ребёнком с демонстрацией достижений детей.

Взаимодействие родителей и педагогов с использованием «Детского календаря» – это не очередное мероприятие, а долгосрочный проект, положительный результат которого будет оцениваться по тому, насколько успешным будет ребёнок при переходе из системы дошкольного образования в школу.

На очередном родительском собрании педагог знакомит родителей с содержанием «Детского календаря», которое строится с опорой на совместную деятельность взрослого с ребёнком в семье, и проводит мастер класс по работе с календарем дома. Немногие родители готовы заниматься дома с ребенком. У кого-то не хватает времени, кто-то постоянно на работе. У детей появляется дефицит общения, им не хватает внимания родителей. Зачем нужно общение? Главное в общении – искренний интерес к другому человеку, доброжелательность и внимание. В данном случае интерес и внимание к ребенку. «Нет больше радости в жизни, чем радость человеческого общения», – утверждал Антуан Де-Сент Экзюпери. Общаться это всегда приятно, а с детьми вдвойне. Общение с детьми приносит столько радости. Мы наполняемся детской беззаботностью и наивностью, и наше настроение и самочувствие улучшаются.

Общение – это бесценная вещь, которой родители могут одаривать своего ребенка всю жизнь. Не нужно лишать его такой роскоши в раннем детстве, и он вернет ее, став взрослым. Нужно для этого совсем немного – всего лишь желание. И поверьте, удовольствие, которое получают родители от общения со своим малышом, дорогого стоит. Ведь вовремя рассказанная сказка, прочитанная книга или придуманная вместе история помогут стать ближе и научиться, лучше понимать друг друга. И эта внутренняя связь уже не прервется.

Одним из вариантов близкого и радостного общения может стать использование «Детского календаря». Выполняя задания со своим ребенком из «Детского календаря», родители развивают у него потенциальные возможности, и просто дарить друг другу радость общения, играя с ним.

Работая с «Детским календарем» уже второй год результатами данной работы стали:

для родителей:

– эффективное использование дидактических игр для развития малышей;

– систематическое предоставление ребенку необходимой информации;

– регулярное чтение детям художественной литературы;

– развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитие его творческих способностей.

для детей:

– получение возможностей для своевременного и полноценного развития совместными усилиями воспитателей и родителей.

А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.

В заключение хотелось бы повторить строки А. Лопатиной:

Не жалейте время на детей,

Разглядите взрослых в них людей.

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом.

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте,

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте,

Дети – мудрецы, не забывайте.

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Детский сад №60 «Пчелка»

Мастер-класс для детей и родителей по детским календарям Дороновой Т.Н. второй младшей группы

«Сказочный лес»

Подготовили и провели:

Воспитатели

Минченко Юлия Викторовна

Гусева Надежда Ивановна

Щелково – 2016

Мастер-класс для детей и родителей второй младшей группы

«Сказочный лес»

Дата проведения: 15.01.2016

Цель: познакомить родителей с различными формами игр – занятий (сюжетная игра, подвижная игра, продуктивная деятельность и т.д)

Задачи:

  1. Построить эмоционально – доверительные взаимоотношения, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых;
  2. Повысить компетентность родителей в вопросах развития ребенка в домашних условиях.

Предварительная работа:

  • Организация пространства для проведения «Мастер - класса»
  • Подготовка образцов:- маски, изображение елки
  • Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала, оформление папок- передвижек
  • Приготовление памяток, рекомендаций для каждого родителя, анкетирование

Оборудование : лист календаря , фломастеры, карандаши, наряженные новогодние елки, пальчиковый театр, маски зайцев, вата, клей, ножницы, фотография ребенка, изображение елки.

Участники: родители и дети, воспитатель

Форма проведения: мастер-класс

Вступительное слово.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы хотим поговорить с вами об играх – занятиях по Детским календарям под ред. Дороновой Т.Н. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), образовательная деятельность в детском саду должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, художественно-эстетического, речевого и социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Другим требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. В целом, оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Культурная практика (культурный вид деятельности) – передаваемые взрослыми детям общие умения, способы осуществления той или иной деятельности. Это умение играть, рисовать, общаться с другими людьми, исследовать окружающий мир различными способами, слушать художественный текст и многое другое. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль - партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой прямому обучению.

Давайте немного остановимся на структуре календаря, сюда входит:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность - представлена с помощью картинок и иллюстраций. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе.
  2. Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребенок при помощи взрослого.
  3. Продуктивная деятельность – представлены в виде изготовления интересных для малыша поделок.
  4. Художественная литература – в виде книжек-самоделок .

Таким образом, мы видим, что календарь имеет комплексный подход, что обеспечит всестороннее развитие вашего ребенка.

Ожидаемые результаты: в результате работы по ДК ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок овладевает разными формами и видами игр. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Практическая часть.

Сейчас мы вместе с вами окунемся в сказку, и вместе создадим сказочный лес. (Родители помогают создать атмосферу сказочного леса, по примеру календаря украшают изображение елки в новогоднем стиле.)

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал,

Зайка прыг, и ускакал.

Игра « Лиса и зайцы» (c участием персонажей из календаря за 10.01.2016)

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Лиса и зайцы». А какие зайчики? Как они умеют прыгать? Что кушают? Как вы думаете, что происходит, когда зайцы видят лису (ответы детей). Давайте мы с вами будем зайками, а лисой у нас будет (выбираю ребенка лису по желанию детей). Лиса будет спать, а мы побежим на лесную полянку веселиться, но помните, когда лиса проснется, увидит вас и скажет - ага, вот вы зайки - нужно будет «спрятаться» присесть и закрыть зайчика ладошками, чтобы лиса не нашла.

Воспитатель: - А кто это у нас еще пришел в сказочный лес – мишка. А что делает мишка зимой? (слушаем ответы детей)

Правильно, спит! Давайте уложим нашего мишку спать…(дети вместе с родителями делают для мишки берлогу – закрывают его ватой).

Ой, как тихо стало в лесу……

Все звери притаились по своим домикам. А в лесу начал падать снег.

Давайте с вами поиграем в снежинки (подвижная игра):

Снег, снег кружится,

Белая вся улица.

Соберемся мы в кружок,

Завертелись как снежок.

А тетерь давайте вспомним, какой праздник был недавно? (ответы детей)

Новый год! А кто к нам приходил? (ответы детей) Вам запомнился праздник?

Сейчас мы вместе с мамами сделаем новогоднюю рамочку. (Работа со страничкой детского календаря.)

Заключительное слово.

Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии. Теперь вы еще раз убедились что работа по календарям очень проста, но при этом очень насыщена, она несомненно, обогащает вас и вашего ребенка новыми культурными практиками. А так же дарит радость общения и даже новые семейные традиции. Надеюсь, что вы узнали много нового, интересного и обязательно примените полученные знания в семье.

А так же я предлагаю вам устроить круглый стол дома и поразмышлять на тему: Можно ли обойтись без наказаний?

Пожалуйста, заполните анкету.

Анкета для родителей

1.Насколько вы удовлетворены сегодняшней встречей?

(нужное подчеркнуть)

Полностью удовлетворен

Частично

Неудовлетворен

2.Что произвело наибольшее впечатление?

3. Что не понравилось?

4.Закончите, пожалуйста, предложение:

Детский календарь – это __________________________________________________________________

Я узнала, что игры можно проводить __________________________________________________________________

5.Считаете ли вы целесообразным проведение подобных встреч?

Да

Не знаю

Нет

6.Сохранится ли у вас желание принять активное участие в следующей встрече?

Да

Не знаю

Нет

7 .Ваши предложения и пожелания: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение:

Справка

По результатам проведенного нами анкетирование, в котором приняли участия 18 родителей – 100% выразили положительное отношение к «Детским календарям» под ред. Дороновой Т.Н.

85% родителей выделили календарь как помощник. 50% родителей считают календарь средством общения с ребенком.

100% считают проведения совместных встреч целесообразным.

100% детей и родителей сохранили желание принять участие в следующих встречах.

15.01.2016

Воспитатель МАДОУ №60 «Пчелка»

Минченко Ю.В.

«Картотека игр для дома»

СВЕТОФОР

Вырежьте два круга из картона и закрепите их на палочке (трубочке для сока, палочке для суши и т.п.) Играем так: на красный свет стоим, на зелёный – движемся к цели. Задача: пройти указанное расстояние, ни разу не ошибившись. Игра не только развивает внимание, но и, что не менее важно, помогает усвоить правило перехода через дорогу.

НАЙДИ ПАРУ

Сделать карточки с парными изображениями. Положить несколько пар картинок рубашкой вверх (начинать лучше с 4-6 карточек). Ребенок открывает любую понравившуюся ему картинку, смотрит и запоминает, что на ней нарисовано, и ищет точно такую же картинку. Одновременно могут быть открыты только 2 карточки, и если это пара - карточки остаются открытыми. В случае неудачи обе открытые карточки переворачиваются и пару нужно искать заново. Игра развивает зрительную память .

ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ

Игра для тренировки долгого дыхания. Для формирования правильной и красивой речи очень важно развивать у ребенка долгое дыхание. Для этого можно надувать мыльные пузыри, дуть на свечи, пытаться удержать в воздухе кусочки бумажных салфеток и, наконец, придумать игру с ватными шариками. Например, прохождение через лабиринт.

ВОЗДУШНЫЙ ТЕННИС

Теннис с воздушным шариком. Игра на развитие координации движения. Для ракеток используйте пластиковые тарелки на палочках.

СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТУ

В возрасте трех лет ребенок уже не только должен знать базовые цвета, но и уметь сортировать игрушки и другие предметы по цвету. Хорошо использовать для этой игры пластиковые мисочки и игрушки от киндер-сюрпризов.

ВОЛШЕБНЫЙ РИСУНОК

На чистом листе бумаги взрослый рисует свечой любое изображение, например: цветок, машина, рыбка, елочка и т. д., ребенок рисунка не видит, взрослый акварельной краской закрашивает поверхность листа – изображение проявилось. Малыш радуется, и изъявляет желание выполнить волшебный рисунок самостоятельно. Первое «волшебное» рисование проводите совместно, а второе и последующие предложите нарисовать самостоятельно, предварительно разведите акварель в баночке.

СЛЕДЫ НА СНЕГУ

Зимнее занятие для ребенка на развитие наблюдательности. Расскажите про животных в зимнем лесу и продемонстрируйте на игрушках, что у разных зверей разные следы. Сделайте дорожку из следов какого-нибудь зверька и попросите ребенка угадать, кто пробежал. Инструкцию по приготовлению «зимнего - кинетического» песка смотрите ниже.
Для песка:
песок (можно купить в зоомагазине для шиншил) – 3 стакана;
Крахмал – 2 стакана;
Вода – 1 стакана.
Смешайте ингредиенты и дайте песку немного постоять. Хранить в закрытой емкости.

ТЕАТР ДОМА

В возрасте трех лет дети уже любят и могут воспроизводить сценарии любимых сказок. Героями сказок могут стать готовые игрушки из арсенала малыша или сделанные с маминой помощью, нарисованные, вырезанные, раскрашенные.

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль - партнера, а не учителя. Партнерские отношения взрослого и ребенка в детском саду и в семье являются разумной альтернативой прямому обучению. Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами. При этом, взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №60 «Пчелка»

Щелковского муниципального района Московской области

« Можно ли обойтись без наказаний…»

Беседа для родителей

Подготовила и провела воспитатель

Минченко Юлия Викторовна

Щелково - 2015

«Можно ли обойтись без наказаний?»

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей, их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на ребенка.

5 причин отказа от телесных наказаний:

Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.

Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую стороны ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе.

Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения.

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

  • Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
  • Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми).
  • Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.
  • Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви.

памятки :

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

Наказание не должно вредить здоровью.

За один проступок – одно наказание.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Психолог Д. Добсон в своей книге «Непослушный ребенок» формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

1 . Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой».

3. Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того, как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно его наказывать. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5 . Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

6. Руководствуйтесь любовью.

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей.

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.


В декабре 2015 года,нам был предложен «Детский календарь», который давал богатый дополнительный материал, главными авторами и создателями которого являются Доронова Т. Н. и Доронов С. Г. Для того, чтобы вовлечь родителей в эту работу, и.о. заведующей нашего ДОУ была организована презентация календаря, где рассказали, какой развивающий эффект будет иметь деятельность для ребёнка.

Календарь богато иллюстрирован. В состав иллюстраций включены произведения книжной графики и народного декоративно-прикладного искусства, фотографии овощей, фруктов, ягод, животных, что способствует познавательному и эстетическому развитию детей.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям. Все обращения к детям заранее продуманны учеными и представлены в тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребенку и действуют в соответствии с рекомендациями, которые даны для взрослых.

Так началось наше сотрудничество с родителями по «Детскому календарю».

Мы ежедневно демонстрировали родителям, что педагоги очень заинтересованы в их занятиях с ребенком дома на основе «Детского календаря», потому что эти задания позволяют повысить качества решения образовательных задач в детском саду, что положительно влияет на развитие их малыша.

Основной целью этой работы является создание социокультурного пространства, в котором родители и воспитатели, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом специфических форм каждого из этих образовательных институтов. Мы объясняли родителям, что без их участия воспитателям будет сложно обеспечить высокий уровень качества дошкольного образования и подготовки детей к школе.

Хотелось отметить, что изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу. Капризов и ссор в присутствии родителей стало меньше. В начале совместной работы у многих родителей были вопросы, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь? Педагоги приходили на помощь родителям и говорили: «Завтра мы окажемся в лесу, где живут разные животные. Мы будем их расселять в дома. Ты с мамой вырежи и принеси тех животных, которые бы ты хотел поселить в нашем лесу». Эффективными приемами вовлечения детей в совместную деятельность на начальном этапе можно считать просьбу, или поручение воспитателя, адресованное ребенку, заинтересованное активное участие самих родителей.

Хочется сказать об общении сверстников. Мы отмечали, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание.

Специальные занятия по развитию речи, несомненно, дают устойчивый развивающий эффект. Однако, по замечанию О.С.Ушаковой, они закрепляют доминирование лексических и грамматических норм «языка взрослых», что приводит к сдерживанию детского словотворчества и личностных качеств ребенка. Н.И. Гуткина указывает, что занятия, на которых ребенку ставится задача научиться выделять те или иные структурные части речи, нецелесообразны и неэффективны. Автор обосновывает это тем, что в дошкольном возрасте речь, также как и другие психические функции, характеризуется непроизвольностью, неосознанностью.

А детский календарь, как нельзя лучше помогает развивать речь ребенка преимущественно в процессе:

живого общения со взрослым, другими детьми. Рассказы о проделанной дома работе. «расскажи,что ты сделал, нарисовал?», «кто тебе помогал?», «что показвлось самым сложным, самым простым?»

– игры .. В детском календаре широко используются дидактические игры с лингвистическим содержанием, развивающие диалогическое общение, а также сюжетно-ролевые и словесные игры, в которых проявляются коммуникативная самодеятельность и свободное творчество детей. Усилить развивающий эффект игр помогает организация развивающей предметно-игровой среды, а также налаживание тесной взаимосвязи между дидактическими и самодеятельными играми: знания, полученные в лингвистических играх, используются в самодеятельных играх, а дидактические игры побуждают детей обогащать игровые сюжеты и ролевые диалоги, вводить в игру новых персонажей;

чтения художественной литературы.

– сочинительства (сочинения сказок, составления рассказов по картинкам).

театрализованной деятельности .

Первоочередное внимание уделяется диалогической речи, речевому описанию различных сюжетных эпизодов, словотворчеству. Подобные занятия необходимо осуществлять и в семье, так как только последовательность и согласованность действий взрослых обеспечит должный образовательный эффект.

В заключении хотелось бы сказать о тех изменениях, которые произошли у нас в группе:

Изменилось общение педагогов с родителями – сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы в образовательном процессе своего ребёнка

Изменилось общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу

Общение между сверстниками стало непринуждённым, более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям

У всех детей возросли коммуникативные навыки.




Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.


Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Рассчитан для трех возрастов - 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет.


Детский календарь природы: собери год из четырех частей времен года. Каждая часть часов - одно из четырех времен года. Если собрать их вместе и склеить, получится круглый год. Затем можно проделать отверстие посередине и из полоски бумаги сделать стрелочку, которая будет указывать на месяц, который идет сейчас у нас по календарю природы.


Детский календарь – это дидактический материал для занятий взрослого с ребенком в условиях семьи. В нем столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребенка имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами.
Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик, несмотря на закономерные ограничения материала. Это традиционные для ребенка дошкольного возраста культурные практики – сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность, и, разумеется, художественная литература.
Рассчитан для трех возрастов - 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.