Презентация семейный традиций в разных религиозных культурах. Семейные традиции. Формирование семейных традиций

Христианская семья основывается на добровольном ответственном браке одного мужчины и одной женщины, в котором реализуются и проявляются отношения любви, честности и непорочности (Евр. 13:4), помощи (Быт. 2:18) и взаимной привязанности (Мф. 19:6).

В христианстве семье отводится особая роль: Христос родился в земной семье, у него были земные отец и мать, Иосиф Обручник и Дева Мария. Христианские догматы обязывают веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

В.Н. Дружинин обращает внимание на то, что христианское вероучение предлагает две модели семьи: «идеальную», божественную и реальную, земную, «нормальную».

Первая включает в себя Отца, Сына и Мать (Богородицу). В состав реальной семьи входит Иисус Христос, Иосиф Обручник и Дева Мария. В христианстве произведено четкое разделение Отца-воспитателя (Иосиф) и отца «генетического» и духовного (Бог Отец); Важно отметить то, что в христианском вероучении Отец несет ответственность за Сына: отправляет его в мир с определенной миссией и возвращает его на Небеса (Вознесение). В то же время Сын обязан выполнить божественную волю, пройдя через все испытания и страдания. В «земной» христианской семье интересы матери и отца сосредоточены вокруг ребенка.

Плотник Иосиф, обрученный с Девой Марией, в поте лица своего трудится на благо семьи. Ребенок воспринимается как «божий дар», родители не вольны им распоряжаться. В образе Иосифа воплощена мужская любовь к ребенку. Однако подлинный отец - Бог.

В христианстве противоречивым и неоднозначным является отношение к женщине. С одной стороны, согласно Ветхому Завету, женщина - источник грехопадения мужчины. С другой стороны, в Евангелии Дева Мария (Богородица) - положительный образ. Мария выступает свидетельницей земных страданий и свершений Христа. Ее земная задача - воспитание сына, призванного свершить великую миссию, Ее роль в «идеальной» семье - посредница между Богом и людьми, заступница за страждущих перед Богом. Подчиненное положение жены сочетается с ее включенностью в отношения любви, психологической близости.

Греховность женщины может быть искуплена через деторождение и пребывание в вере и любви, святости и целомудрии. Для православной семьи основанием семейного благополучия и любви считается супружеская верность. Вмусульманской семье, где многоженство освящено законом, супружеская верность наполняется иным содержанием. (Верность не конкретной женщине, а своей семье.) Можно сказать, что супружеские взаимоотношения в такой семье будут регулироваться не столько чувствами и потребностью в эмоциональной близости или автономности, сколько осознанием ответственности перед родственниками, обязанностями и этическими нормами. Следует, однако, отметить, что многоженство не исключает любви.

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в.

Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д.Н. Дубакин, М.М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.

В 20-50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных отношений. Так, П.А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско-детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот же период появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом.

С середины 50-х гг. психология семьи начала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско-детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов; стала активно развиваться семейная психотерапия (Ю.А. Алешина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемил-лер и др.).

Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.

Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования-подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого. Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыиуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье.

С возникновением христианской модели семьи (XII-XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны» - написано в «Домострое». Главные обязанности детей - абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.

В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т.е. действовать в соответствии с его желаниями.

К семейным удовольствиям, по «Домострою», относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения - основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей.

У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница - старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII-XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным - они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.

К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух-трех поколений родственников по прямой линии.

На рубеже XIX-XX вв. исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.

Урок по курсу: Этика и психология семейной жизни

Семья в различных культурах
(Россия и Англия)

Лисина Екатерина Михайловна,
учитель

Критерии (признаки, на основании которых формируется оценка качества объекта).

  • Время вступления в брак
  • Состав семьи
  • Воспитание детей
  • Семейные традиции
  • Ценности
  • Общение…..

Информационное поле.

Английская семья - это группа близких родственников, которым приятно оправдывать своё стремление к индивидуализму и уединению тем, что они иногда собираются вместе.

Семья представляет англичанину роскошную возможность вести себя так, как ему хочется, а не так, как полагается. Но, если не считать ежегодных отпусков и праздничных дней, члены семьи отнюдь не горят желанием проводить много времени вместе.

"Традиционная английская семья"примерно такова: работающий папа, сидящая дома мама, на которой папа женат, и их 2-4 ребёнка. Однако это, к сожалению, далеко не норма: 30 процентов родителей не заключают брак, 10 процентов детей воспитываются только одним родителем (из которых 10 процентов отцы), и два брака из каждых пяти заканчиваются разводом. Две трети разведённых вступают в новыё брак, а две трети тех, кто развёлся и со своим вторым супругом, женятся (выходят замуж) в третий раз. После чего большая их часть успокаивается - возможно, в связи с полным брачным изнеможением.

Родители на Рождество и на день рождения заваливают своего ребёнка подарками, а в остальное время стараются сдерживаться да и вообще предпочитают предоставить воспитание детей кому-то другому.

Для маленького англичанина стать взрослым значит достигнуть великих вершин: у взрослых ведь куда меньше обязанностей и ответственности, чем у детей.

Разослав детей по школам, англичане вполне могут посвятить себя настоящей деловой жизни, с которой, по их мнению, ни слишком юные, ни слишком старые совладать просто не в состоянии.

Русская семья.

Настоящая русская семья - это крепкая дружная община, в которой мужчина является основным кормильцем, а женщина хранительница очага, отвечающая за хозяйство, воспитание детей и за порядок в доме.

Несмотря на то, что мужчина в семье - это хозяин и жена должна ему подчиняться во всем, в русских семьях практически всегда царило равноправие, когда супруги жили в любви и согласии, воспитывали своих детей.

Русские женщины всегда отличались трудолюбием, и даже если день их с раннего утра был заполнен домашними заботами, у них всегда хватало времени на себя, на своих детей, родителей и своего любимого супруга.

Многие молодые супруги в России живут вместе со своими родителями, если нет возможности построить собственный дом. Многие семьи приобретают жилье рядом с домом своих родителей, для того чтобы быть ближе к ним. К советам родителей в России дети прислушиваются всегда, потому что старшее поколение всегда мудрее и никогда не скажет того, что будет неправильным.

Семейные праздники в России всегда отмечаются очень широко, и на них собирается вся большая семья. Любовь к детям - это особый разговор, потому что рождение каждого ребенка встречается очень шумно и весело.

Чем больше детей, тем больше благополучия в семье и даже если в семье всегда не хватает средств на проживание, новый ребенок всегда является желанным. Ведь есть родные и близкие, которые могут помочь в трудную минуту.

Для детей в России делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.

Вывод, что и в русском, и в английском языковом сознании образ «семьи» ассоциируется с теми людьми, которые ее составляют. «Семья» занимает важное место в жизни представителей обоих наций и ассоциируется с универсальными представлениями о защите, заботе, любви и т.д.

Еще одной чертой сходства можно признать то, что и в России, и в Англии работа стала отнимать у людей все больше времени, оставляя на семью иногда только выходные. Для детей делается все возможное, для того чтобы они выросли достойными своих родителей, и чтобы они могли найти свой путь в жизни. В каждой семье родители очень серьезно обсуждают будущее своих детей и свои возможности, которые позволяют воспитать детей так, чтобы не было стыдно.

Вычленение главных черт сходства или различия.

  • Время вступления в брак.
  • Возраст матери при рождении ребёнка.
  • Проживание семьи (молодая семья проживает одна - семья проживает с другими родственниками (бабушки, дедушки…)
  • Место жительства семьи (дом, квартира)
  • Характер (гостеприимство, открытость - уединение, замкнутость, закрытость)
  • Воспитание детей (демократичность - строгость)
  • Обучение детей (общеобразовательные школы - частные школы -пансионаты)
  • Помощь бабушек и дедушек.
  • Природа (сады - дачи для выращивания урожая)
  • Досуг, развлечение...

«Традиции семьи» - За что вы любите своих родных? Проблемный вопрос. Анкетирование. Рауты Русские балы. Званые обеды Семейные чаепития. Традиции бывшей русской жизни (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»). Проблемные вопросы должны быть. Ценности по наблюдениям социологов. Выбрать нужный ответ. Праздники. «Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития.

«Семья и школа» - 1. Обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса. Уровень воспитанности класса. «Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть. Атмосфера и традиции класса. Этапы родительского собрания. Эпиграф. Принципы. Динамика роста участия родителей в делах класса и школы. Цель.

«Школьная семья» - Проблема: «Мой класс – моя крепость»? Школьная семья. Что такое школьная семья? Функции школьной семьи. Для чего человеку семья? Моя семья. Почему семья часто ассоциируется с веником или сжатым кулаком? Почему? Ваш одноклассник не принимает участия в классных мероприятиях. Наш класс является школьной семьей?

«Семья родители и дети» - Презентация родительского собрания в 6 классе. Поэтому я предлагаю работать под девизом «Давай никогда не ссориться!». Что такое счастье? Актуальность. «Давай никогда не ссориться!». Анкетирование родителей, детей. Когда вы говорили хорошие, приятные слова? Молодым умом Посягать науки На пути земном.

«Семья как малая группа» - Общество. Семья как малая группа. Сотрудничество. Развитие. Сочинение «Моя семья». Конфликт. Поддержка. Если совпадают. Потомство. Для чего создают семью? Любовь. Если не совпадают. Забота. Условия для создания семьи: Общие ценности, интересы. Проблема «отцов» и «детей». Понимание. Что объединяет семью?

«Семья и детский сад» - Играют взрослые и дети! Мастер – класс от родителей! Мастер - класс для родителей. Работа с тканью. Работа с солёным тестом. Познавательная игра с родителями, «Какие мы – дети и взрослые». «Папа, мама, я - спортивная семья». Весёлые старты! Сказки в исполнении родителей и детей. Радуют своим присутствием не только родители, но и бабушки.

Чтение и обсуждение притчи.

(слайд 13)

(слайд № 14)

(Приложение № 1)

  1. Как вы считаете, почему? (Семья - это свято для всех)
  2. (слайд № 15)
  3. (слайд № 16)

1. «Золотое слово»

2. «Тренажер»

Вставьте пропущенное слово

Распределите понятия на две группы:

относятся к слову «род»

не относятся к слову «род»

3. Слайд-шоу

4. Интерактивные модели

Семья в древнем Риме

5. Иллюстрации

Родовой герб Багратионов

Родословная Пушкиных

Семья на катке

6. Контроль

Закрепление изученного:

(слайд № 17)

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.)

Рефлексия.

Нарисовать свою семью.

(слайд № 18)

(слайд № 19)

- Что самое интересное было в уроке?

О чём вам хочется рассказать друзьям?

Мы семья.
Моя семья - моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября - День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!

Домашнее задание. (слайд № 20)

Темы презентаций по выбору:

- «Традиции моей семьи»

- «Герб моей семьи»

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Семья и семейные ценности" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Александровского района Оренбургской области

«Каликинская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока по предмету

« Основы религиозных культур и светской этики»

Тема:

«Семья и семейные ценности»

с. Каликино

модуля «Основы светской этики»

курса ОРКСЭ

МБОУ «Каликинская ООШ»

Александровского района Оренбургской области.

Тема: «Семья и семейные ценности»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н. Толстой

Цель урока: формирование понятия семья и семейные ценности.

Задачи урока:

    Конкретизировать с учащимися понятия семья и семейные ценности,

подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных

религиозных культур совпадают.

    Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять

существенное, обобщать; способствовать развитию

коммуникативных качеств, умению работать в группе.

    Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным

ценностям и традициям представителей разных культур.

Виды деятельности: просмотр видеоролика и его обсуждение,

работа в группах с источниками информации, упражнение

«водоворот», чтение обсуждение притчи; устные рассказы

детей о традициях своей семьи, составление

сборника семейных заповедей, упражнение «ассоциация», сбор материалов для презентаций.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, презентация, диск « Основы светской этики»,

работы учащихся.

Этапы урока

Ожидаемый результат

1.Организационный момент

Монолог учителя

Мотивация к учебной деятельности

Концентрация внимания

2.Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

Учебный диалог,

Проверка степени усвоения ранее изученного. Выполнение домашнего задания.

Формулировка учащимися темы урока.

3.Микроитог

Учебный диалог

Готовность к восприятию нового материала

4.Изучение нового материала

Работа с новым понятийным аппаратом:

этика, культура, мораль, нравственность. Показ презентации.

Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения. Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

Сформированность представлений по теме урока

5. Физминутка (1 мин)

Упражнение на расслабление мышц.

Здоровьесбережение

6.Первичное осмысление и закрепление материала.

Учебный диалог

Самостоятельная работа по пособию учебника.

Творческие работы учащихся.

Обсуждение результатов самостоятельной работы

Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока.

Закрепить общеучебные умения и навыки на материале этого урока

7.Домашнее задание

Работа с родителями

Активизация позиций родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе.

8. Подведение итогов.

Рефлексия:

Заряд положительных эмоций.

Развивать умение выделять главное, существенное, делать выводы.

Умение работать с понятийным аппаратом.

Ход урока.

Вступительное слово учителя о семье:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой милой всем земле!

Тема нашего занятия «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

    Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что их объединяет, почувствуем тепло и заботу своих близких.

    Запись темы урока в тетради.

Актуализация знаний:

      Просмотр видеоролика.

Давайте посмотрим что такое «семья» для ваших сверстников. Совпадает ли их понятие с вашим?

      Упражнение «Ассоциация».

У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

    Если семья – это постройка, то какая..

    Если семья – это цвет, то какой…

    Если семья – это музыка, то какая…

    Если семья – это геометрическая фигура, то какая…

    Если семья – это название фильма, то какое…

    Если семья – это настроение, то какое…

I Открытие детьми новых знаний:

    Кто из вас знает, что представляет традиционная семья в различных религиозных культурах? (слайды)

    Где записаны законы создания и жизни семьи? (в священных книгах)

    Как они называются? (фотографии священных писаний на слайдах)

    Как называлась книга о семье, домашнем укладе на Руси? («Домострой») (слайд 12)

    Как вы думаете, на чём держится семья? (Семейные ценности)

Чтение и обсуждение притчи.

Легенды и притчи являются прекрасным и эффективным средством общения,

соединяя в себе мудрость и простоту.

Прежде чем говорить о семейных ценностях прочитайте одну легенду. (слайд 13)

Какое это слово? « ПОНИМАНИЕ». (слайд № 14)

Работа с источниками в группах. (Приложение № 1)

Ученики делятся на 4 группы, каждая группа представляет религиозную культуру. Дети получают источники из которых должны выписать семейные ценности. Затем идёт обмен информацией между группами «водоворот».

        Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

        Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

        Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? (да, но они незначительны).

        Давайте составим общие семейные ценности. (слайд) (слайд № 15)

        А какие буду самыми главными? (взаимопонимание и любовь) (слайд № 16)

Индивидуальные рассказы детей о семейных ценностях, принятых у них. (можно заранее подготовить 2-3 учеников.

Работа с диском «Основы светской этики»

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики» (1 CD)

1. «Золотое слово»

Отчего у человека сердце болит?

Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике

2. «Тренажер»

–вставьте пропущенное слово

–распределите понятия на две группы:

дружба народов, закон и право, любовь к предкам, нравственные ценности отцов, семейные традиции, любовь к природе.

Укажите предложения, которые относятся к проявлению любви в семье

3. Слайд-шоу

Семья на картинах русских и зарубежных художников

4. Интерактивные модели

Семья в древнем Риме

5. Иллюстрации

Герб Голенищевых-Кутузовых- Толстых

Родовой герб Багратионов

Родословная Пушкиных

Семья на катке

6. Контроль

Что предполагают нравственные отношения в семье?

Что обозначает фамилия человека?

Когда в семье люди доверяют друг другу, то это…?

Что обычно изображают на родовых и семейных гербах?

Закрепление изученного:

Работа в группах. Составьте семейные заповеди. (слайд № 17)

(Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.)

Рефлексия.

Нарисовать свою семью.

В конце занятия мне бы хотелось подарить вам свечу. Почему именно свечу? (слайд № 18)

Свеча символизирует свет домашнего очага, свет добра, истины. (слайд № 19)

– Что самое интересное было в уроке?

– О чём вам хочется рассказать друзьям?

В конце урока я прочитаю вам стихотворение.

Мы семья.
Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой.

Убереги нас от соблазнов,
И сохрани от бурь и бед.
Спаси от зависти и сглаза.
А, если нужно, дай совет.

Моей семье я всем обязан.
Не знаю, как благодарить,
Тех, с кем душой и сердцем связан,
И узелок не разрубить.

В семье мы все как будто прутья,
И в веник связаны тугой.
Сплелись, да так, что не раскрутишь
Опасны. На пути не стой.

Пока мы вместе, друг за друга
Нас поломать никак нельзя.
В беде мы все стоим упруго.
Мы клан, мы племя, мы семья.

Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, о отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, с справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо!

Домашнее задание. (слайд № 20)

Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Подобрать пословицы о семье, подобрать материал для презентации о своей семье.

Темы презентаций по выбору:

- «Традиции моей семьи»

- «Буду помнить подвиг прадеда» (выполнено, см. приложение)

- «Герб моей семьи»

- « Мое генеалогическое древо»

Приложение № 1.

Семь в исламской религиозной культуре.

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80).

Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу?

Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами).

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему - важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции - любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание - и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых - Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в православной культуре.

Семья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины.

В дореволюционной России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом3.

Любовь - основа основ семьи и православия.

Семья в буддистской религиозной культуре.

Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

Приложение №2

«Отчего у человека болит сердце»

Пятилетний Витя играл в саду. Упал на колючку и занозил руку. Колючку Витя сразу же вытащил, но из ранки пошла кровь, и от боли мальчик заплакал.

Ему захотелось пожаловаться, и Витя прибежал к маме.

Мама, мама, - услышала она.

Когда мать увидела кровь на руке у Вити, её лицо побледнело, из глаз закапали слёзы.

Мама... мама... - прошептал мальчик. - Почему ты плачешь? Что у тебя болит?

У меня болит сердце, - сказала мать, прижав к груди сына.

А почему же у тебя не идёт кровь? - спросил мальчик. - Где же твоя ранка?

Неужели ты не знаешь, дитя, отчего бывает ранка в сердце? - спросила мать. - Неужели ты не знаешь, отчего у человека болит сердце?

Глаза матери стали тревожными и строгими.

Слишком долго ты остаёшься ребёнком, сын, - сказала мать. - Если человек до пяти лет только дитя, ему трудно будет стать человеком.

Из книги В.А. Сухомлинского «Хрестоматия по этике»

«Высказывания о семье»

Любовь - самое утреннее из наших чувств. (Б. Фонтенель.)

Любовь - это всё, что у нас есть, единственный способ, которым мы можем по- ч мочь другому человеку. (Э. Роттердамский.)

В семейной жизни самый важный винт - это любовь. (А.П. Чехов.)

Во всяком возрасте почитай родителей. (Екатерина Вторая.)

Любовь к родителям - основа всех добродетелей. (Цицерон.)

Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (е В.Г. Белинский.)

Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г. Белинский.)

Один отец значит больше, чем сто учителей. (Д. Герберт)

Индивидуальное задание «Собери пословицу»

Семейное согласие

не страшны и тучи.

Семья в куче

всего дороже

Где мир да лад

и сам будешь там.

Корми деда на печи

без родни не живет.

Любовь братская

там и божья благодать.

Русский человек

союз христианский

Правильный ответ:

Семейное согласие всего дороже.

Семья в куче – не страшны и тучи.

Где мир да лад, там и божья благодать.

Корми деда на печи: и сам будешь там.

Любовь братская – союз христианский.

Русский человек без родни не живет.


Свои неповторимые семейные особенности и традиции существуют в каждой стране. Конечно, многие обычаи претерпевают изменения в силу влияния современного мира, но большинство народов стремится сохранить наследие предков - из уважения к своему прошлому и во избежание ошибок в будущем. Психология семейных отношений также своя в каждой стране. Чем отличаются семьи в Азии, Америке, Европе и Африке?

Психология семьи в Азии - традиции и жесткая иерархия

В странах Азии к древним традициям относятся с большим почтением. Каждая азиатская семья - это отдельная и практически оторванная от окружающего мира ячейка общества, в которой дети - главное богатство, а мужчины неизменно уважаемы и почитаемы.

Азиаты…

● Трудолюбивы, но не считают деньги целью своей жизни. То есть, на их весах счастья всегда перевешивают житейские радости, что исключает многие проблемы семейных отношений, свойственных, например, европейцам.
● Реже разводятся. Если говорить точнее, разводов в Азии практически не бывает. Потому что брак - это навсегда.

● Не боятся заводить много детей. В азиатских семьях всегда много ребятишек, и семья с одним малышом - редкость.
● Рано создают семьи.

● Нередко живут вместе со старшими родственниками, мнение которых является наиболее значительным в семье. Родственные связи в Азии весьма крепкие и сильные. Помощь своим родственникам обязательна и естественна для азиатов даже в том случае, когда отношения с ними натянуты или кто-то из родни совершил антиобщественный поступок.

Семейные ценности разных азиатских народов



● Узбеки
Их отличает любовь к родной земле, чистоплотность, терпеливость к жизненным невзгодам, уважение к старшим. Узбеки малообщительны, но доброжелательны и всегда готовы прийти на помощь, всегда поддерживают тесную связь с родственниками, тяжело переносят отрыв от дома и родных людей, живут по законам и традициям своим предков.

● Туркмены
Трудолюбивый народ, скромный в быту. Известны особой и нежной любовью к своим детям, крепостью брачных уз, уважением к аксакалам. Просьба старшего обязательно выполняется, а в разговорах при нем проявляется сдержанность. Почитание родителей - абсолютное. Значительная часть туркменов вступают в брак по религиозным обычаям, даже не являясь верующими.

● Таджики
Для этого народа характерна щедрость, бескорыстие и верность. И неприемлемы моральные/физические оскорбления - такие моменты таджики не прощают. Главное для таджика - семья. Обычно большая - от 5-6 человек. Причем беспрекословное уважение к старшим воспитывается с пеленок.

● Грузины
Воинственны, гостеприимны и остроумны. К женщинам относятся с особым почтением, по-рыцарски. Грузинам свойственна психология терпимости, оптимизма и чувства такта.

● Армяне
Народ, преданный своим традициям. Армянская семья - это огромная любовь и привязанность к детям, это уважение к старшим и всем без исключения родственникам, это крепкие брачные узы. Наибольший авторитет в семье у отца и бабушки. В присутствии старших молодые не станут курить или даже громко разговаривать.

● Японцы


В семьях японцев царит патриархат. Мужчина неизменно - глава семьи, а его супруга - тень главы семьи. Ее задача - заботиться о душевном/эмоциональном состоянии мужа и вести хозяйство, а также распоряжаться семейным бюджетом. Жена-японка - добродетельна, смиренна и покорна.

Супруг никогда не обижает ее и не подвергает унижениям. Измена мужа аморальным поступком не считается (жена смотрит на измены сквозь пальцы), а вот ревность супруги - да. На сегодняшний день еще сохранились (хоть и не в той же мере) традиции брака по расчету, когда партию для взрослого чада выбирают родители. Эмоции и романтика при вступлении в брак не считаются определяющими.

● Китайцы


Этот народ очень бережно относится к традициям страны и семьи. Влияние современного общества до сих пор не принято китайцами, благодаря чему бережно сохранены все обычаи страны. Один из них состоит в необходимости для мужчины дожить до своих правнуков. То есть, мужчина должен сделать все, чтобы его род не прервался - родить сына, дождаться внука и т.д.

Супруга обязательно берет фамилию мужа и после свадьбы ее заботой становится уже семья мужа, а не ее собственная. Бездетная женщина осуждается, как обществом, так и родственниками. Женщина, родившая сына - уважаемая теми и другими. Бесплодную женщину не оставляют в семье мужа, а многие женщины, родившие дочерей, даже отказываются от них прямо в роддоме. Жесткость отношения к женщине наиболее сильно проявляется в сельских районах.

Портрет семьи в Америке



Заокеанские семьи - это, прежде всего, брачные контракты и демократия во всех ее смыслах.
Что известно о семейных ценностях американцев?

● Решение о разводе принимается с легкостью при потере былого комфорта в отношениях.
Брачный контракт - это норма для США. Распространены они повсеместно. В таком документе прописывается все до мелочей: от финансовых обязательств в случае развода до разделения обязанностей по дому и размера вклада от каждой половины в семейный бюджет.

● Феминистические настроения за океаном также весьма основательны. Супруге, выходящей из транспорта, не подают руку - она и сама справится. А глава семьи отсутствует как таковой, потому что в США «равноправие». То есть, каждый может быть главой семьи.
● Семья в США - не просто пара влюбленных романтиков, которые решили связать себя узами брака, а сотрудничество, в котором все выполняют свои обязанности.

● Все семейные проблемы американцы обсуждают с психологами. В данной стране личный психолог - это норма. Без него не обходится практически ни одна семья, а каждая ситуация разбирается до мелочей.
● Счета в банке. Такой счет имеется у жены, у мужа, у детей и еще один общий - на всех. Сколько денег на счету мужа, жена интересоваться не будет (и наоборот).

● Вещи, авто, жилье - все покупается в кредит, который молодожены обычно берут на себя.
● О детях в США задумываются только после того, как пара встает на ноги, обзаводится жильем и солидной работой. Многодетные семьи в Америке - редкость.

● По количеству разводов Америка сегодня лидирует - значение брака уже давно и весьма сильно пошатнулось в американском обществе.
● Права ребенка - почти как у взрослого. Сегодня ребенок в США редко вспоминает про уважение к старшим, в его воспитании главенствует вседозволенность, а публичная оплеуха чаду может довести до суда (ювенальная юстиция). Поэтому родители просто боятся лишний раз «воспитывать» своих детей, стараясь предоставить им полную свободу.

● Мексика
А вот в Мексике значение брака очень невелико, но вот роль амиго значительно выше.
Амиго - это сообщество мужчин, которые поддерживают друг друга, помогают решать важные проблемы.
Часто браки просто не зарегистрированные, потому что не имеют социальной ценности в данном обществе.

Современная семья в Европе



Европа - это уникальное сочетание множества самых различных культур, каждая - со своими традициями.

● Великобритания
Здесь люди сдержанны, прагматичны, чопорны и верны традициям. На 1-м плане - финансы. Детей рожают только после того, как супруги добились определенного положения. Поздний ребенок - явление довольно частое. Одна из обязательных традиций - семейные обеды и чаепития.

● Германия
Немцы, как известно, аккуратисты. Что в работе, что в социуме, что в семье - везде должен быть порядок, и все должно быть идеально - от воспитания детей и дизайна в доме до носочков, в которых ложишься спать. До официального оформления отношений молодые люди обычно живут вместе, чтобы проверить - а подходят ли они вообще друг другу. И только когда проверка пройдена, можно думать о создании семьи. А если нет серьезных целей в учебе и работе - то и о детях.

Жилье обычно выбирается раз и навсегда, поэтому к его выбору подходят очень тщательно. В основном, семьи предпочитают жить в собственных домах. Дети с младенчества приучаются спать каждый в своей комнате, а разбросанных игрушек вы никогда в немецком доме не увидите - везде идеальный порядок. После 18-ти лет ребенок покидает отчий дом родителей, отныне он содержит себя сам. А о своем приезде в гости должен обязательно предупреждать. Дедушки и бабушки с внуками не сидят, как в России - им просто нанимают няню.


● Норвегия
Норвежские пары, как правило, знакомы друг с другом с детства. Правда, не всегда они состоят при этом в браке - многие живут вместе десятилетиями без штампа в паспорте. Права ребенка одинаковы - как при рождении в законном браке, так и в гражданском. Как и в Германии, ребенок уходит в самостоятельную жизнь после 18-ти лет и зарабатывает себе на оплату жилья самостоятельно. С кем дружить и жить ребенок выбирает сам, родители не вмешиваются.

Дети появляются, как правило, годам к 30-ти, когда в отношениях и финансах однозначно видна стабильность. Отпуск по уходу за ребенком (2 недели) берется на того супруга, который способен его взять - решение принимается между женой и мужем. Бабушки с дедушками, как и немецкие, также не торопятся брать к себе внуков - они хотят жить для себя. Живут норвежцы, как и многие европейцы, в кредит, все расходы делят пополам, а в кафе/ресторане часто расплачиваются отдельно - каждый сам за себя. Наказывать детей запрещено.

● Россия
В нашей стране множество народов (около 150-ти) и традиций, и, несмотря на технологические возможности современного мира, мы бережно храним традиции предков. А именно - традиционная семья (то есть, папа, мама и дети, и никак по-другому), мужчина - глава семьи (что не мешает жить супругам на равных правах в любви и согласии), заключение браков исключительно по любви и авторитет родителей для детей. Количество детей (как правило, желанных) зависит только от родителей, и Россия славится своими многодетными семьями. Помощь детям может продолжаться до самой старости родителей, а с внуками бабушки-дедушки нянчатся с огромным удовольствием.

● Финляндия
Особенности семьи и секреты счастья финнов: мужчина - основной кормилец, семья дружная, супруга терпеливая, увлечения совместные. Гражданские браки - весьма частое явление, а средний возраст для мужчины-финна, вступающего в брак - около 30 лет. Что касается детей, то обычно в финской семье ограничиваются одним ребенком, иногда 2-3-мя (менее 30% населения). Равноправие мужчин и женщин - на 1-м месте, что не всегда идет на пользу супружеским отношениям (женщине нередко просто некогда заниматься домашним хозяйством и детьми).

● Франция
Семьи Франции - это, в первую очередь, романтика в свободных отношениях и весьма прохладное отношение к браку. Большинством своим французы отдают предпочтение гражданскому браку, а число разводов с каждым годом - все больше. Семья для французов сегодня - это пара и ребенок, остальное - формальности. Глава семьи - отец, после него авторитетной личностью является свекровь. Стабильность финансового положения поддерживают оба супруга (домохозяек здесь практически не бывает). Отношения с родственниками поддерживаются везде и всегда, хотя бы по телефону.

Француженки выделяют совсем немного времени для воспитания детей и как можно быстрее выходят на работу, чтобы не потерять драгоценные возможности построить карьеру. Поэтому во Франции широко развита сеть детских садов.


● Швеция
Современная шведская семья - это родители и пара детей, свободные добрачные отношения, хорошие отношения между разведенными супругами, защищенные права женщин. Живут семьи обычно в гос/квартирах, покупка своего жилья - это слишком дорого. Трудятся оба супруга, оплата счетов происходит также на двоих, но счета в банках - раздельные. И оплата счета в ресторане тоже отдельно, каждый платит за себя.

Шлепать и ругать детей в Швеции запрещено. Каждый кроха может «звякнуть» в полицию и пожаловаться на своих родителей-агрессоров, после чего родители рискуют лишиться своего чада (его просто отдадут в другую семью). Вмешиваться в жизнь ребенка папа с мамой права не имеют. Комната малыша - его территория. И даже если ребенок категорически отказывается наводить там порядок - это его личное право.

● Италия
В Италии значение семьи очень особенное: семьёй считаются все-все родственники, даже самые дальние. Принято устраивать совместные обеды, где все могут пообщаться, обсудить насущные проблемы.
Важную роль играет итальянская мама, от которой зависит очень многое (и выбор невесток и зятьев тоже).

Особенности семей в странах Африки - яркий колорит и древние обычаи



Что касается Африки, то цивилизация ее не сильно изменила. Семейные ценности остались прежними.

● Египет
Здесь по-прежнему относятся к женщине, как к бесплатному приложению. Египетское общество - исключительно мужское, а женщина - это «существо из соблазнов и пороков». К тому, что мужчину нужно ублажать, девочку учат сразу с пеленок. Семья в Египте - это муж, жена, дети и все родственники по линии мужа, крепкие связи, общие интересы. Независимость детей не признается.

● Нигерия
Самый странный народ, постоянно приспосабливающийся к современному миру. Сегодня семьи Нигерии - это родители, дети и бабушки-дедушки в одном доме, уважение к старшим, строгое воспитание. Причем, мальчиков воспитывают мужчины, а девочки большого значения не имеют - все равно они выйдут замуж и покинут дом.

● Судан
Здесь царят жесткие мусульманские законы. Мужчины - «на коне», женщины - «знай свое место». Браки обычно - на всю жизнь. При этом мужчина - вольная птица, а супруга - птичка в клетке, которая даже за рубеж может выехать лишь для религиозного обучения и с разрешения всех членов семьи. Закон о возможности иметь 4-х жен действует до сих пор. Измена жены жестоко карается. Стоит отметить еще и момент сексуальной жизни девушек из Судана. Практически каждая девочка проходит процедуру обрезания, которая лишает ее в будущем удовольствия от секса.

● Эфиопия
Брак здесь может быть церковным или гражданским. Возраст невесты - от 13-14 лет, жениха - от 15-17. Свадьбы похожи на русские, а жильем молодоженов обеспечивают родители. Будущая мама в Эфиопии - это будущая огромная радость для семьи. Беременной не отказывают ни в чем, окружают красивыми вещами и… заставляют работать до родов, чтобы малыш не родился ленивым и толстым. Имя ребенку дают после крестин.