Проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе с использованием детской книжной графики. Педагогический проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок Проект по чтению художественной литературы в детском саду

Литературный проект «Год литературы в детском саду (по творчеству В.Г. Сутеева»

Ульянова Анна Игоревна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 24 «Теремок» г.Хабаровск

Тип проекта: комплексный: информационный, практически - творческий, игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (август – февраль)

Предмет проекта: творчество В.Г. Сутеева

Актуальность проекта: Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средством повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Наблюдая за детьми нашего ДОУ, мы заметили, что большинство детей детского сада, у которых даже стойкий интерес к литературе, не могут назвать авторов своих любимых литературных произведений, не могут назвать двух – трёх фамилий детских писателей или поэтов, не соотносят произведения и автора. Дети имеют смутное представление о том, кто такой писатель или поэт. Мы считаем, что данные профессии заслуживают особого внимания и уважения.

Так как 2015 год – это год литературы в России, было принято решение о проведении мероприятий, посвященных этому году и в нашем ДОУ.

Все эти факторы послужили разработке данного проекта.

Цель проекта: Сформировать устойчивый интерес у детей к литературе. Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского писателя, иллюстратора, мультипликатора В.Г. Сутеева.

Задачи проекта:

Познакомить детей с биографией В.Г. Сутеева

Познакомить детей с основными произведениями автора: «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Это что за птица?» , «Кораблик» , «Кот - Рыболов» , «Петух и краски» , «Ёлка» , «Под грибом» , «Кто сказал «Мяу» ?», «Капризная кошка» , «Мышонок и карандаш» , «Три котенка» , «Разные колеса» , «Раз, два, дружно» и дугие

Способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них

Способствовать накоплению эстетического опыта, слушая и обсуждая литературные произведения

Обогащать и развивать словарный запас детей

Познакомить с литературными профессиями: писатель, поэт, поэтесса, редактор, библиотекарь, художник-иллюстратор, мультипликатор

Способствовать гармонизации отношений между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения

Формировать у детей умение выразительно читать стихотворения, инсценировать эпизоды сказок

Развивать образное мышление, творческие способности

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель (помощь в подготовке инсценировки сказки) , родители воспитанников, дети старшей группы 5-6 лет

Управление и обеспечение проекта:

Норматино-правовое: создание приказа по ДОУ о проведении проекта

Научно-методическое: разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта

Информационное: формирование банка данных по реализации проекта, мониторинговое мероприятие

Материально-техническое: приобретение дидактических средств обучения

Оценка результатов проекта:

Деятельность в рамках проекта признана действенной и эффективной, способствующей решению поставленных задач. Качественно влияет на развитие творческого потенциала воспитанников.

Критерии и показатели эффективности проекта:

  1. Углубленность знаний представлений о жизни и творчестве автора
  2. Проявление познавательного интереса в повседневной жизни
  3. Эмоциональный отклик на содержание литературного произведения
  4. Нравственно-этическое воспитание на примере героев художественного произведения
  5. Умение выразительно передать образ персонажа сказки «Под грибом» с индивидуальными особенностями характера, используя разнообразные техники актерского мастерства
  6. Формирование бережного отношения к книгам, уважения к труду людей, создающих книги
  7. Возрождение домашнего чтения
  8. Позитивные изменения в речи детей, совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей

Этапы реализации проекта:

1 этап «Подготовительный» (август – сентябрь)

Составление плана реализации проекта

Проведение родительского собрания, анкетирование родителей

Опрос детей по темам «Моя любимая книга» , «Мой любимый детский писатель»

2 этап «Основной» (октябрь – декабрь)

Знакомство с произведениями В.Г. Сутеева

Беседы о жизни и творчестве писателя

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателя

Оформление выставок рисунков и поделок в группе по произведениям автора

Разработка и создание дидактических игр, презентаций, логических заданий по творчеству писателя

Проведение игр, презентаций, викторин, конкурсов по творчеству писателя

Организация фотовыставки, посвященной проекту

3 этап «заключительный» (январь – февраль)

Инсценировка сказки В.Г. Сутеева «Под грибом» (приложение 4)

Создание сборника материалов по итогам проекта

Организация выставки лучших рисунков и поделок детей, посвященных проекту

Организация фотовыставки «Год литературы в детском саду»

Презентация проекта на городском методическом объединении воспитателей

Перспективное планирование работы по проекту

Художественно-продуктивная деятельность

1. Рисование на тему «Мою любимое художественное произведение В.Г. Сутеева»

Цель: Развить умение придумывать и воплощать в жизнь свою идею иллюстрации на знакомое художественное произведение, используя в работе разнообразные материалы.

2. Лепка пластилином на плоскости по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом»

Цель: Развитие фантазии, мелкой моторики рук. Закрепить умение лепить из пластилина фигурки животных, соблюдая пропорции тел.

Работа с родителями

1. Родительское собрание, анкетирование (приложение 1) родителей «Чтение художественной литературы дома»

Цель: повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка. Обогащение и распространение семейного опыта.

2. Совместные творческие работы детей и родителей «Сказки В.Г. Сутеева»

3. Помощь в создании книжного уголка и тематической выставки, посвященной творчеству автора (подбор иллюстраций, книг, фото)

Художественная литература

  1. Подбор и выставка художественной литературы по произведениям автора
  2. Познакомить детей с основными произведениями автора: «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Это что за птица?» , «Кораблик» , «Кот - Рыболов» , «Петух и краски» , «Ёлка» , «Под грибом» , «Кто сказал «Мяу» ?», «Капризная кошка» , «Мышонок и карандаш» , «Три котенка» , «Разные колеса» , «Раз, два, дружно» и дугие
  3. Просмотр мультфильмов, созданных художником-мультипликатором В.Г. Сутеевым

Развитие речи

  1. Призентация по жизни и творчеству писателя
  2. Беседа о жизни и творчестве писателя
  3. Обучение пересказу с опорой на сюжетные картинки.

Игровая деятельность

Литературная викторина по сказкам В.Г. Сутеева (приложение 2)

Конкурс загадок по сказкам В. Г. Сутеева (приложение 3)

Дидактические игры «Узнай по описанию» , «Из какой сказки предмет» , «Модель яблони»

Подвижные игры «Раз, два, три к… беги» , «Кто быстрее соберет яблочки»

Конструирование из плоскостного коврлинового конструктора кораблик из одноимённой сказки В.Г. Сутеева

Инсценировка сказки «Под грибом»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»

городского округа г. Бор Нижегородской области

Творческий проект

«Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок»

г.о.г. Бор

2016-2017 учебный год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:

Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок

Вид проекта:

Исследовательски-творческий, долгосрочный

Продолжительность проекта:

01.09.2016 – 31.05.2017

Проблемная ситуация:

Проявление интереса дошкольников к чтению сказок.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Руководитель проекта:

Рябинина Т.Е., воспитатель.

Творческая группа:

Петрова С.Н., воспитатель, Бугрова И.А. воспитатель, Снедкова Н .А., родитель

Участники проекта:

педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, библиотекарь.

Оборудование, средства и материалы:

Русские народные сказки, литературные сказки, фланелеграф, кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, компьютер, магнитофон, проектор.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.


В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.


Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.


Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:

Выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.


- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.

Литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.

Кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.


- литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора.


Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.


АКТУАЛЬНОСТЬ

Педагогический проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок» предназначен для воспитанников МБДОУ д/с №21 «Ладушки». Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, логопедам. Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.

Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев.

Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проявление интереса дошкольников к чтению сказок. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок.

Этап

Участники

Цель

Работа с педагогами

  • вызвать у педагогов интерес к проекту;
  • познакомить с его целями и задачами;
  • подвести к видению своего места в проекте;

Взаимодействие с родителями

  • заинтересованность родителей проектом;
  • дать представление о том, как можно участвовать в нем;
  • направить на совместную игровую деятельность с детьми;
  • направить на совместное чтение сказок.
  • расширить представления дошкольников о сказках и их видах.

Работа с педагогами

  • повышение теоретического и практического уровня профессионализма педагогов;
  • повышение компетентности педагогов ДОУ в организации игровой и коммуникативной деятельности.

Взаимодействие с родителями

  • повышение уровня педагогической культуры родителей в области развития речи детей дошкольного возраста.
  • заинтересованность родителей проблемой чтение и слушание сказок через игровую деятельность

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • формировать у детей представления о русской народной и литературной

сказке через различные виды деятельности;

  • воспитывать интерес к сказкам;
  • закрепить знание содержания сказок;
  • сформировать желание быть похожими на положительных героев;
  • развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой;
  • прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок;
  • формировать бережное отношение к книгам
    развивать у детей умение слушать.
  • развитие у дошкольников познавательного интереса, развитие мышления и воображения, обогащение эмоций детей через чтение сказок.
  • воспитание уважительного и бережного отношения к близким людям, сочувствия, сопереживания.

3 этап:

итоговый

Работа с педагогами

  • повышение качества игровой и коммуникативной деятельности, а через неё, развитие интереса к познавательной деятельности;
  • систематизация накопленного педагогического опыта;

Взаимодействие с родителями

  • совместные семейные чтения сказок, просматривание спектаклей, мультфильмов с детьми, обогащение детской домашней библиотеки;
  • привлечение к работе родителей по подготовке костюмов и декораций для театрализованных игр.

Образовательная деятельность с воспитанниками

  • развитие творческих способностей детей, закреплять у них желание выразить в игровой деятельности (театрализованные игры по сказке), продуктивной (выставка творческих работ воспитанников), полученные знания, умения, навыки, расширять нравственные представления о проявлении добра и зла;
  • развивать творческое и познавательное мышление дошкольника (литературная викторина, театрализованная деятельность).

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Использование сказок в активной речи детей.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке
  • Формирование познавательного интереса у детей, расширение представлений о художественной литературе.
  • Готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
  • Вовлечение дошкольников в творческую деятельность.
  • Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Физическое развитие.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Этап проекта

Совместная деятельность

1 этап: информационно-подготовительный

Формулируется проблема, цель и задачи проекта.

Подбор и изучение методической литературы.

Предварительная работа с детьми по теме.

Ознакомление родителей воспитанников с проектом.

Анкетирование родителей

Родительское собрание

2 этап: организационно - практический

Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта.

Оформление дидактического материала.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта.

Просмотр видео, фотоматериалов.

Чтение сказок

Изготовление книжек-малышек

Рисование и аппликация по теме проекта.

Конструирование с крупным строительным материалом по теме.

Драматизация сказок.

Посещение библиотеки

Выставки книг.

Проведение развлечений.

Консультации с родителями.

3 этап:

итоговый

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки.

Итоговое мероприятие.

Презентация проекта.

I ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Сроки

Ответственные

2016 г.

Опрос детей по темам « Моя любимая сказка».

Беседа «Бережное отношение к книгам».

Просмотр с воспитанниками книг со сказками.

Оформление книжного уголка.

Опрос детей по темам « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».

Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома».

Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка»

Беседа «Почему книжка заболела?»

Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница».

Оформление книжного уголка.

Утренняя гимнастика со сказочными героями

2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ОКТЯБРЬ

2016 г.

Тема «Сказки о животных»

  • Беседа «Кто передаёт сказки из поколения в поколение?»
  • Ежедневное чтение русских народных сказок о животных.
  • Утренняя гимнастика со сказочными героями-животными
  • Настольный театр «Волк и семеро козлят»
  • Игра-драматизация «Теремок»
  • Дид. игра «Собери сказку»
  • Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»
  • Беседа «Кто пишет сказки?»
  • Ежедневное чтение литературных сказок о животных.
  • Выставка книг «Сказки о животных»
  • Настольный театр по сказкам о животных
  • Собираем пазлы по сказкам.
  • Игры-драматизации по сказкам.
  • Дид. игра «Собери сказку»
  • Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни ребенка»

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Творческая группа

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

НОЯБРЬ

2016 г.

Тема «Сказки К.И. Чуковского»

Тема «Волшебные сказки»

  • Ежедневное чтение сказок К.И. Ч уковского.
  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Выставка книг «Сказки К.И. Ч уковского»
  • Дид. упр. «Расскажи сказку по картинкам»
  • Выставка рисунков «Герои сказок К.И. Ч уковского»
  • Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»
  • Ежедневное чтение волшебных сказок Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Волшебные сказки»
  • Настольный театр «Василиса Прекрасная»
  • Драматизация волшебных сказок (по выбору)
  • Выставка рисунков «Рисуем волшебную сказку»

Творческая группа

Воспитатели

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ДЕКАБРЬ

2016 г.

Тема «Зимняя сказка»

  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Слушание аудио-сказок
  • Выставка книг «Снежные сказки»
  • Настольный театр «Морозко»
  • Кукольный театр «Снегурочка»
  • Составление презентации «Зимняя сказка»
  • Конструирование из бумаги «Зима и сказка»
  • Праздник Новогодняя сказка
  • Украшение группы «Зимняя сказка» (совместно с родителями)
  • Изготовление игрушек и поделок (родители совместно с детьми
  • Просмотр иллюстаций к сказкам
  • Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему
  • Утренняя гимнастика со сказочными героями.
  • Слушание аудио-сказок Г.Х. Андерсена
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена
  • Настольный театр «Гадкий утенок»
  • Составление презентации «Волшебство зимней сказки»
  • Конструирование из бумаги «Зима в сказках Андерсена»
  • Праздник Новогодняя сказка

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ЯНВАРЬ

2017 г.

Тема «Сказочный домик»

Тема «Сказки А.С.Пушкина»

  • Ежедневное чтение сказок на по теме («Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Под грибом» и т.п.)
  • Слушание аудио-сказок
  • Выставка книг «Сказочный домик»
  • Настольный театр «Теремок»
  • Кукольный театр «Три поросенка»
  • Составление презентации «Кто в тереме живет?»
  • Конструирование из бумаги «Сказочная избушка»
  • Выставка работ «Сказочные домики»
  • Просмотр иллюстраций к сказкам
  • Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему
  • Слушание отрывков из сказок А.С.Пушкина
  • Выставка книг «Сказки Пушкина»
  • Посещение библиотеки.
  • Кукольный театр «Снежная королева»
  • Виртуальная экскурсия «В гостях у сказки»
  • Викторина по сказкам А.С.Пушкина

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

ФЕВРАЛЬ

2017 г.

Тема «Сказочные герои – все такие разные»

  • Беседа «Сказочные герои – животные и люди»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение русских народных сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Настольный театр «Маша и медведь», «Коза-дереза»
  • Кукольный театр «Три медведя»
  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по картинкам»
  • Беседа «Необычные сказочные герои»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Ежедневное чтение сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Необычные сказочные герои»
  • Настольный театр (по выбору детей)
  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»
  • Развлечение «Как на масленой неделе»

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема «Сказки о домашних животных»

Тема «Сказки Ш.Перро и братьев Гримм»

МАРТ

2017 г.

  • Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения»
  • Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?»
  • Ежедневное чтение сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Сказки о животных»
  • Настольный театр «Кот и лиса»
  • Кукольный театр «Кот, петух и лиса»
  • Лото «Сказочные животные»
  • Беседа «Литературная сказка»
  • Изготовление книжек-малышек к сказкам (родители совместно с детьми)
  • Викторина по сказкам
  • Ежедневное чтение сказок
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Сказки Ш.Перро»
  • Настольный театр «Бременские музыканты»
  • Драматизация сказок (по выбору)
  • Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке»

Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой»

Воспитатели групп совместно с творческой группой

Сроки

Ответственные

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)»

АПРЕЛЬ

2017 г.

  • Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо»
  • Ежедневное чтение сказок поучительного характера («Вершки и корешки», «Заяц-хваста и т.п.)
  • Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок)
  • Выставка книг «Добрые сказки»
  • Настольный театр по сказкам
  • Кукольный театр (по выбору)
  • Ложковый театр по сказкам
  • Дид. упражнения «Назови сказку по картинке»

Коллективная творческая работа «Что такое хорошо, а что такое плохо»

  • Беседа «Какой смысл таят сказки»
  • Беседа «Добро и зло в сказках»
  • Ежедневное чтение сказок поучительного характера

    МАЙ

    2017 г.

Ответственные

Воспитатели групп совместно с творческой группой и родителями

Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года)

Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет)

Подведение итогов.

Оформление проектной папки.

Оценка этапов реализации проекта воспитанников.

Презентация проекта.

Итоговое мероприятие - выставка продуктов детской деятельности «Сказка – ложь, да в ней намек»

Итоговое мероприятие – театрализованное представление детей старшего возраста для воспитанников младшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.

Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. - М., 2015.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2005.
  7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
  8. Ивянская И. Мир жилища. - М: Дограф, 2000.
  9. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
  10. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007.
  12. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  13. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.

Татьяна Звонова
Проект «Приобщение детей к миру художественной литературы»

Вид проекта : творческий, познавательный

Участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги, родители воспитанников, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое и художественно -эстетическое развитие

Объект : развитие познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

Предмет : формирование познавательного интереса к русским народным сказкам.

Проблема : необходимость чтения детям сказок

Место проведения : детский сад №1

Продолжительность : краткосрочный (3 месяца)

Цели : познакомить детей с русскими народными сказками, прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству, создать условия для активного использования литературного опыта в их творческой деятельности.

Задачи :

Образовательные :

1. Формировать у детей знания о русских народных сказках.

2. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

3. Поощрять желание самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения .

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания ролей к театрализации.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать умение слушать сказки, следить за развитием действия, сопереживать героям.

3. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, победе добра над злом) .

4. Воспитывать культуру речевого общения.

5. Воспитывать бережное отношение к книге.

Развивающие :

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Развивать артистические, творческие способности, с помощью воспитателя инсценировать народные сказки.

3. Развивать умение использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общение с взрослыми) .

Формы работы с детьми : чтение сказок, беседа, использование игровых ситуаций, рассматривание иллюстраций, просмотр сказок с использованием ИКТ, игры-инсценировки, этические беседы, кукольные спектакли, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера, загадывание загадок.

Ожидаемые результаты :

Слушать произведения художественной литературы (сказки)

Эмоционально переживать содержанию прочитанного, героям произведения;

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Анализировать явление, событие, поступки литературных героев , оценивать их;

Воспроизводить содержание произведения;

С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

Отгадывание загадок

Предполагаемый результат :

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в привитии любви к русским народным сказкам, уметь инсценировать небольшие по содержанию сказки с помощью взрослого, в усвоении вечных ценностей : справедливости, правдолюбия, милосердия, великодушия, сочувствия, стремлении к добру.

Пояснительная записка

Сказка - прекрасное творение искусства. Много веков назад, когда еще не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Высоко ценил народную сказку педагог К. Д. Ушинский. Он писал о сказке : «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему : к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложней-шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми» . Поэтому те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью : в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Актуальность проекта :

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова .

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Многие современные дети не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев блокбастеров и компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои , но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Дети не любят слушать и читать художественную литературу , но они очень увлечены компьютерными технологиями. Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок с использованием

компьютерного оборудования, через драматизацию сказок с участием самих детей .

План реализации проекта

Этапы проекта Содержание деятельности

Практические мероприятия

I.Обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить детям принести в группу любимые книги со сказками из дома, провести беседы с ними.

2. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему : «Бережное хранение книг» 1. Беседы «Моя любимая сказка» и .

2. Проведение игры «Книжная больница»

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 3. Организовать экскурсию в библиотеку д/сада.

Взаимодействие с педагогом-психологом 3. Игра-занятие «Необыкновенные книжки»

Знакомство детей с книгами библиотеки.

Обучение педагогом-психологом приемам владения куклами БИ-БА-БО

III. Реализация идеи 4. Чтение р. н. сказок : «Теремок» , «Волк и лиса» , «Маша и медведь» , «Лисичка-сестричка и волк» , «Заюшкина избушка» , «Волк и семеро козлят» , «Петушок и бобовое зернышко» , «У страха глаза велики» .

Показ их с помощью пальчикового и кукольного театров.

5. Выставка : «Наши любимые сказки»

6. Итоговое мероприятие- презентация с использованием ИКТ «Путешествие по сказкам» 4. Игра «От загадки к сказке» - формировать умение отгадывать загадки к сказкам.

5. Игра «Покажи героя» - дети определяют имя героя, имитируя его походку.

6. Инсценировка детьми сказки «Теремок»

7. Оформление коллажа «Наши любимые сказки»

8. Проведение конкурса совместно с родителями «Мой любимый сказочный герой»

9. Проведение ООД по развитию речи_ «Сундучок сказок» , «Путешествие по сказкам» .

Взаимодействия с родителями

1. Познакомить родителей с планом работы по проекту : «Дарите детям сказки» 1. План по реализации проекта

2. Провести родительское собрание. 2. Родительское собрание : «Роль сказки в жизни ребенка»

3. Анкетирование родителей по данной теме. 3. Результаты анкеты

4. Консультации для родителей 4. Консультации : «Приобщение детей к художественной литературе » , «Как правильно читать детям книги»

«Какое время в режиме дня выделить для чтения?» , «Как использовать сказки в качестве средства развития малыша?»

Вывод : По завершению реализации проекта

Дети научились внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы, анализировать поступки, с помощью взрослого инсценировать небольшие сказки, отгадывать загадки, раскрылись творческие способности. Но самое главное, в детях стали проявляться такие качества, как справедливость, сочувствие, стремление делать добрые дела.

Детский литературный проект «Золотой ключик»

Проект представлен : детьми подготовительной к школе группы №6 , воспитателем Часовских С.О.
Познавательный. Творческий. Краткосрочный.

Актуальность:
Сила искусства в воспитании детей огромна, в частности художественной литературы, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Они вводят ребенка в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Как маленький ребенок может постигнуть высоту благодарного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Задачи:
1 Знакомить детей с явлениями окружающей действительности через искусство (художественную литературу).
2 Формировать умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности, развивать фантазию, умение формировать замысел и находить форму для его воплощения.
3 Развивать диалогическую и монологическую форму речи, культуру речевого общения в различных ситуациях общения.
4 Воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственные чувства (сопереживания, сострадания, справедливости).
5 Развитие интереса к художественной литературе, книге.
6 Развивать творческие способности.
7 Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга

План проекта.
1. Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
2. Самостоятельная художественная деятельность по прочитанным главам сказки.
3. Изготовление альбомов «Буратино»
4. Беседа с родителями на тему «Образовательный проект» (помощь, сотрудничество, участие).
5. Пересказ сказки рисункам детей.
6. Консультация для родителей «Путь в страну книг. От слушателя к читателю.»
7. Изготовление папки «Викторина в стихах по сказке А.Н.Толстого. Рисуем сказку. Литература и прикладное творчество»

Достигнутые результаты.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: у детей вырос интерес к художественной литературе, желание самостоятельно рассматривать книги, передавать знания, полученные из книг в самостоятельной художественной деятельности. Родители выслушали пересказ сказки по рисункам детей.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Образовательная область : « Чтение художественной литературы».

Тема проекта: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не интересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с детскими годами С. Я. Маршака.
  2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
  3. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
  4. Подготовить и провести сюжетно-ролевую игру «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж» с элементами конструирования, а также мотивировать детей выполнить аппликацию «Вагон», а потом составить большой поезд.
  5. Провести беседу по правилам поведения на улице по мотивам стихотворения «Мяч» на прогулке.
  6. Подготовить и провести физкультурный досуг по мотивам стихотворения «Сказки об умном мышонке».
  7. Провести НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием стихотворения «Веселый счет».
  8. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
  9. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
  10. Учить рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму после прочтения стихотворения «Радуга-дуга».
  11. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
  12. Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки.
  13. Подготовить инсценировку стихотворения «Вот какой рассеянный».

Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель Берестнева И.Н.

Тип проекта: Творческий. /по методу/ Метод развития творческого познавательного мышления /по количеству участников / Групповой /по продолжительности/ Краткосрочный.

Приложение 1. Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».