Презентация экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста. Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Этапы реализации проекта

Надежда Николаевна Шубина)
Презентация «Экологическое воспитание дошкольников»

1-сл. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре.

2- сл. Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, поскольку детские психологи считают возраст 2-3 года самым восприимчивым к познанию . Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе.

3-сл. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально как нечто живое. Воспитание экологической культуры дошкольников многоплановый , многоструктурный процесс.

4-сл. Приступая работать по этой теме мы поставили перед собой цель :

5-сл. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи вы видите их на экране.

6 сл. В результате своей работы, мы хотим показать детям, что человек - это часть природы, что жизнь без воды и воздуха не возможна, а мы должны ценить и видеть красоту природы и беречь ее.

7 сл. Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания , то аспекты работы с этим компонентом регулируются :

Законом Российской Федерации «Об образовании» ;

Федеральным законом РФ «Об окружающей среды» ;

8 сл. Формы работы, которые мы использовали для достижения наших целей в экологическом воспитании наших воспитанников , вы видите на экране.

9сл. Экологическое воспитание детей в детском саду реализуется через пять направлений : познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

10сл. Познавательное развитие это неотъемлемая часть экологического воспитания дошкольника . Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии : если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

11сл. Экологическое воспитание формирует речь ребенка. Красота родной природы на прогулке, не оставляет детей равнодушными. Они рассказывают о том, что видят, что чувствуют, тем самым обогащается словарь ребенка. Чтение художественной литературы о природе, заставляет ребенка, не только развивает память и мышление, но и затрагивает эмоциональные струны души.

12 сл. Социально-коммуникативное развитие также тесно связанно с экологией . Так как, это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. А так же, посредством ухода за растениями, кормлением птиц в холодный период времени, сбора природного материала для занятий, игр, развлечений.

13сл. Формирование у ребенка правильного отношения к представителям фауны и флоры так же проходит через художественно-эстетическое развитие. А художественно-эстетическое воспитание , со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, чтение художественной литературы и развлечения на экологическую тематику , также как и реальная природа, служит важнейшим средством познания окружающего мира.

14сл. Физическое развитие также непосредственно связано с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, так и пониманием ценности жизни и здоровья ребенка.

15 сл. За поиском какой-либо информации, дети обращаются не только к воспитателю , но и к родителям. Которые также участвуют в нашей деятельности, они стараются направлять, помогать с поиском информации, материалов для нашей работы. И, конечно же, участвуют в ней.

16 сл. Завершая презентацию , позвольте представить вам список литературы, которая была теоретической основой этого проекта.

17сл. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Презентация-анализ «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» [b]Презентация –анализ на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. (Белоглазова Светлана Викторовна,воспитатель.

Презентация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты: разнообразные циклы наблюдений в повседневной.

1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников» Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в социально-ре - абилитационном центре для несовершеннолетних "Тополек".

Презентация «Экологическое воспитание в ДОУ. Экологическая акция-конкурс «Чистая весна-2017» Экологическая акция – конкурс «Чистая весна – 2017»Тема работы: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ» Цель работы – на основании теоретического.

Экологическое воспитание дошкольников Взаимодействие человека и природы превратилось сегодня в одну из самых тревожных проблем человечества. Экологический кризис, поразивший.

Данная презентация будет интересна педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях, экологическое воспитание является одним из важных компонентов в процессе воспитания.

Работа адресована педагогам дошкольных учреждений, а так же ею могут воспользоваться и студенты педагогических факультетов.

В презентации отражена развивающая предметно-пространственная среда, организованная для формирования начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Выступление к презентации

СЛАЙД 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего выступления «Современные подходы в формировании начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Работу начала с 2013 года с детьми 2-4 лет.

Как мы все знаем у людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных, мы физически страдаем от загрязнения воздуха, воды, почвы.

СЛАЙД 2 В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год объявлен годом ЭКОЛОГИИ в России.

Я считаю, что основы экологического воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте.

В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно — пространственная среда. Для начала я хотела бы сказать несколько слов об условиях, которые созданы в нашем дошкольном образовательном учреждении.

СЛАЙД 3

В течение пяти лет в нашем детском саду ведётся работа по приоритетному направлению — познавательное развитие дошкольников, в частности экологическому воспитанию. Для развития эмоционально-ценностного отношение к окружающей нас природе педагогами нашего детского сада создана экологическая комната. Слайд 4 При входе нас всегда встречает хозяин комнаты « Гриб – Боровик».

СЛАЙД 5

В экологической комнате выделены следующие зоны :

1. Зона коллекций и демонстрационных материалов . Слайд 6-7
Данная зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них сенсорных навыков, навыков классификации объектов по различным признакам. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

2. Зона библиотеки. СЛАЙД 8

это — уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, детские атласы, книжки – самоделки на тему:« Природа глазами детей» по произведениям Виталия Бианки, Евгения Чарушина, и др. писателей.

СЛАЙД 9 Рядом с зоной библиотеки оформлена выставка репродукций картин великих художников-пейзажистов, а по соседству с ними работы наших воспитанников, возможно будущих великих художников.

3. Россия включает в себя почти все климатические зоны, которые есть на земле. СЛАЙД 10 Оформленные природно-климатические зоны : Арктика, лесостепь, тундра, пустыня, тропики позволяют знакомить дошкольников с растениями и животными нашей страны.

4. Зона лаборатория СЛАЙД 11

Здесь созданы условия для развития у детей познавательно-исследовательской деятельности, формирования основ научного мировоззрения. Работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

5. Зона релаксации . СЛАЙД 12

Способствует снятию у детей состояния напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации Здесь представлены ручей, комнатные растения. Журчание ручья и тихая музыка располагают детей к отдыху и самостоятельным играм.

СЛАЙД 13 Кроме экологической комнаты на территории нашего дошкольного учреждения создан опытный участок , где воспитанники проводят опытно-исследовательскую деятельность, наблюдают за ростом различных растений и способами ухода за ними, выращиваем на грядке лук и зелень для нашего стола, прививаю первые трудовые навыки.

Здесь же располагается экологическая тропа,

СЛАЙД 14 протяженностью около 500 метров, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Помогает воспитанию у детей осознанного отношения к родной природе, т. к. дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.

СЛАЙД 15 На экологической тропе имеется нестандартное оборудование.

СЛАЙД 16 Созданную развивающую предметно-пространственную среду я использую в формировании начал экологической культуры младших дошкольников.

Младший дошкольный возраст — самый ценный этап в развитии начал экологической культуры детей.

СЛАЙД 17 Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием и это является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Ознакомление с миром природы является одним из разделов познавательного развития, и поэтому возникла необходимость ее интеграции в другие образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие. Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, привить детям ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – я начала использовать эколого-психологические тренинги.

СЛАЙД 18 На несколько минут мы с детьми «превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков.

СЛАЙД 18 После пережитых эмоций ребенок может отдохнуть в «Центре уединения».

Одной из полюбившихся форм для детей стало интервьюирование. Послушайте как ответили дети 2-ой младшей группы на вопрос «Что такое природа?».

Познавательное развитие.

СЛАЙД 19 Для работы с детьми в группе я организовала экологическое пространство «Центр природы», который включает в себя календарь природы; библиотеку; муляжи овощей и фруктов; игры: дидактические, настольно-печатные, игры – инсценировки, подобраны различные иллюстрации и репродукции о природе, о временах года, о домашних и диких животных.

СЛАЙД 20. В центре экспериментирования дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком; изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а так же мелкую мотору.

Слайд 21 Проект «Огород на окне» позволяет расширять представления детей о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, развивать их интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

СЛАЙД 22 Для получения первичных знаний, ознакомления с природой, закрепления навыков детей, я разработала макет «Деревенского дворика» состоящий из муляжей домашних животных

СЛАЙД 23 Одним из действенных методов при работе с детьми по формированию начал экологической культуры является проектный метод. В своей работе я реализовала проекты «Комнатные растения», «Волшебная капля» . Целью проекта «Комнатные растении» было формирование представлений об условиях жизни комн. растений, правилах ухода за ними. Целью проекта «Волшебные капли» формирование представлений о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов; воспитание бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

В рамках проекта «Комнатные растения» мною была организованна акция «Подари растение детскому саду», и ресурсосберегающая акция «Берегиня», целью которых было формировать экологическую культуру и мировоззрение у детей и взрослых и воспитывать бережное отношение к воде.

Речевое развитие.

СЛАЙД 24 Природа является богатейшим источником эстетических переживаний и развития словаря дошкольников. Самое простое, с чего я начала — это чтение добрых сказок о зверятах, разглядывание картинок с изображениями животных, птиц и растений. Кроме сказок мною используются другие произведения фольклора, стихи, сюжеты которых обыгрываются с детьми. В уголке ряженья дети с удовольствием меняют свой облик, переодеваясь в костюмы животных, любимых сказочных персонажей,где чувствуют себя раскованно и свободно. Хорошо развивается речь младших дошкольников и на прогулках.

СЛАЙД 25 Гуляя, малыши задают массу вопросов, многие их которых побуждают к мыслительному процессу, требуют выражения эмоций и мыслей с помощью слов.

Физическое развитие

СЛАЙД 26 Физкультурно-оздоровительная работа так же способствует экологическому воспитанию детей посредством физкультурных занятий, физкультурных праздников, досугов и экскурсий, которые с одной стороны содействуют развитию двигательных умений и навыков воспитанников, укрепляют их здоровье, а с другой - воспитывают глубокое понимание многогранного значения природы для жизни людей.

Художественно-эстетическое развитие

Все мы знаем,что дети любят праздники и развлечения.

СЛАЙД 28 Их роль заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.

И всё таки воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда и родители обладают экологической культурой. Дети ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

СЛАЙД 29 Разные формы взаимодействия с родителями : анкетирование, консультации, родительские собрания, презентации, тренинги, выставки, проекты, семинары, конкурсы, досуговая деятельность позволяют объединить усилия для развития и воспитания у детей начал экологической культуры;

СЛАЙД 30 Таким образом, считаю, что экологическое воспитание положительно влияет на развитие личности ребенка: развивает чувство ответственности за природу родного края, воспитывает гуманное отношение к окружающей среде, формирует первоначальные экологические представления у детей младшего дошкольного возраста.


«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В.А.Сухомлинский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система экологического воспитания детей в детском саду» Воспитатель МДОУ д/с№11 Толстун Ю.А. Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура. задачи -формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); -развитие познавательного интереса к миру природы; -воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы; -формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни. Цели проектной деятельности -развитие экологической воспитанности дошкольников. -формирование основ экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения,бережного отношения и любви к природе. -формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни. Предмет изучения Особенности системы экологического воспитания в детском саду. АКТУАЛЬНОСТЬ Заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.Экологическое воспитание приобретает громадное значение. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Этой проблемой занимались Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость:1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2)построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей. Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте. При построении системы работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ особое внимание уделяется следующим основным направлениям: Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игрыпутешествия. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и в музеи (краеведческий музей); проведение опытов, наблюдений. В каждой возрастной группе используется следующая система работы с детьми: посезонное планирование занятий; создание эколого - развивающей среды (уголки природы); организация деятельности вне ДОУ (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе); чтение художественной литературы; совместная творческая деятельность воспитателей, детей и родителей (акции по очистке и озеленению территории ДОУ, изготовлению скворечников и кормушек для птиц и др.); выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»); игровая деятельность, как основная форма деятельности детей; экология здоровья (фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, двигательная активность, закаливание, экологопсихологический тренинг); создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.). Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов.Считаю,что эти сведения следует предоставлять в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Таким образом, формы и методы работы с детьми я использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, аудиозаписи. Моя работа с детьми предполагает сотрудничество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс стараюсь организовать так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку. Занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам на темы: «Путешествие в лес», «В гостях у Гриба – Лесовика». Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводили музыкально-экологические развлечения и праздники (“Бесценная и всем необходимая вода”), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я стараюсь значительное внимание уделять работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Совместно с родителями и воспитанниками проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества детей и родителей. Проанализировав проводимую в плане экологии работу, могу сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Доподлинно известно, что на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. План-конспект дня Тема недели: «Грибы» Возрастная группа: средняя дни неде ли Непосредственная образовательная деятельность детей и взрослых Образовательная деятельность в режимных моментах с учетом интеграции образовательных областей Беседа на тему: «Съедобные и несъедобные грибы”. Игровая ситуация «Вот они - грибы». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в лес». Чтение стихотворения П. Синявского “Грибная электричка”(чтение худож.лит-ры). Аудирование «Звуки природы» (пение птиц). Отгадывание загадок (коммуник.). П / и игра “Съедобные – несъедобные»(игра проводится с мячом в кругу) (физич. культура,коммуник.) Приоритетны е образователь ные области Безопаснос ть и социализа четв ция ерг Индивидуа льная непосредст венно образовате льная деятельнос ть детей Д/и«Найди и назови» Работа по интересам и затруднени ям. Организа ция разв. среды для самостоя т.дея-ти детей Взаимод. с родит. /социал.п артнерам и В уголке природы: предметн ые картинки с изображе нием съедобн ых и несъедоб ных грибов. Изготовле ние «Грибной полянки» совместно с родителя ми из природног о материал а. Консульта ция «Осторож но, грибы!» Список литературы Горбатенко О.Ф.Система экологического воспитания в ДОУ..-В.:Издательство «Учитель»,2006г. Кондратьева Н.И.,Шиленок Т.А.Программа экологического образования детей «Мы»-СПб.:«Детство-Пресс»2000г. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 6-7 лет.-В.: Т.Ц.(Учитель), 2002г. Молодова Л.П.Экологические праздники для детей.Издательство (Асар),1999г. Вахрушев А.А.Здравствуй,мир.-М.:»Баласс»,2003г. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию.-СПб.: «Детство-пресс»,2003г. Молодова Л.П.Игровые экологические занятия с детьми.-М.: «Асар»,1999г. Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников.– С-Пб.: Детство-пресс, 2003г. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993. Шиленок Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 7-8 /1992. Шишкина В.А. Прогулки в природу. М., 2002.

Cлайд 1

Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания» Автор проекта: Чернышева Елена Викторовна, воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»; С. Татаново, Тамбовский район, Тамбовская область.

Cлайд 2

Актуальность: Игра- ведущая деятельность детей дошкольного возраста, средство самовыражения ребёнка. Способствует развитию познавательных интересов. Обострение экологической проблемы в стране, необходимость формирования у детей экологического сознания.

Cлайд 3

Цель: доказать: метод игры – наиболее эффективен в экологическом воспитании дошкольника

Cлайд 4

Задачи: РАЗВИВАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЯВЛЕНИМИ ПРИРОДЫ; ФОРМИРОВАТЬ ОБОБЩЁННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИЗНАКАХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЯВЛЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАТЬ ПРОСТЕЙШИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ; ВОСПИТЫВАТЬ У ДЕТЕЙ ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ (РАСТЕНИЯМ, ЖИВОТНЫМ); ВОСПИТЫВАТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ, ИНТЕРЕС И ЗАБОТЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАСТИТЕЛЬНОМУ МИРУ; УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И ДЕТЬМИ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ.

Cлайд 5

Противоречия: Между тем, что основной деятельностью дошкольников является игра и недостаточностью использования их в экологическом образовании детей Между знаниями детей и их применением.

Cлайд 6

Основной вопрос проекта: Как с помощью игры добиться у детей прочных знаний и устойчивых правил поведения в природе. Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Cлайд 7

Гипотеза педагогического исследования: Используя игру как основной метод экологического воспитания дошкольников, я буду содействовать в более успешном овладении ими знаниями, накоплению у них эмоционально–позитивного опыта общения с природой, воспитанию бережного отношения к ней. Объект исследования: процесс формирования экологических знаний, умений и навыков у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: использование игры как основного метода формирования экологических ЗУН дошкольников.

Cлайд 8

Научно-методические обоснования актуальности темы: Первый аспект Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.

Cлайд 9

Второй аспект Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. «Экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу». С. Н.Николаева

Cлайд 10

Этапы проекта: подготовительный этап: (1 месяц) Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта. Подбор методической литературы, иллюстративного материала, пособий, игрушек, атрибутов по данной теме. Составление списка необходимого оборудования (фотоаппарат, компьютер, мультимедийный проектор) Разработка диагностического инструментария для определения уровня знаний, умений, навыков детей по экологии. Проведение первоначальной диагностики. Составление перспективного плана.

Cлайд 11

Основной этап (7 месяцев) Создание развивающей экологической среды Работа с детьми Работа с родителями

Cлайд 12

Предметно- развивающая экологическая среда (уголок природы) Мини – огород Коллекция семян Игры экологические Мини- лаборатория Игрушки- аналоги, муляжи

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

ИГРА Игры С правилами ИОС с литературными персонажами Сюжетно – ролевая игра ИОС с игрушками- аналогами ИОС типа путешествий Работа с детьми

Cлайд 17

Cлайд 18

Cлайд 19

Cлайд 20

Участие в утренниках Наглядная информация Родительские собрания Индивидуальные беседы, консультации Привлечение к оформлению предметной среды Работа с родителями

Cлайд 21

Заключительный этап (1 месяц) Мультимедийная презентация по итогам реализации проекта на педагогическом совете Организация совместной с родителями выставки «Природа и фантазия» Организация выставки дидактических игр в методическом кабинете с природоведческим содержанием Контрольный срез. Подведение итогов

Cлайд 22

Результаты исследования: При ознакомлении детей с природой посредством игровой деятельности происходит формирование представлений о многообразии растительного мира; многообразие и широкий спектр игр природоведческого характера помогают детям приобретать навыки заботливого и бережного отношения к обитателям природы, навыки ухода за ними; у детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры; дети стали доброжелательными, научились работать совместно.

Cлайд 23

Оценка результата Для диагностики уровня ЗУН использовался метод индивидуальной беседы (по С.Н.Николаевой), который включает в себя 3 части: Первая – представление ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Вторая – изучение представление о свойствах целостного живого организма: его потребность в условиях среды, состоянии. Третья – о приспособлении живых существ к различным средам обитания. В итоге выделены следующие критерии: представления о сезонных изменениях, представления о домашних и диких животных, знание деревьев, кустарников, овощей, фруктов, умение называть окружающие предметы, их свойства и назначение, бережное отношение к природе, навыки ухода за растениями и животными, знание о правилах поведения в природе, знание экологических игр.

Слайд 2

МДОУ №81 «Центр развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок»

Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В.Сухомлинский

Слайд 3

Дошкольное детство

  • Слайд 4

    Игры, эксперименты, наблюдения, опыты, рисование.

  • Слайд 5

    Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой

    Слайд 6

    Проектпо формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера

    «Я И ПРИРОДА»

    Слайд 7

    Чувственноевосприятие

  • Слайд 8

    Трудовые поручения

  • Слайд 9

    В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:

    познавательный (формирование представлений о мире природы), перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) практический(формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

    Слайд 10

    ЦЕЛЬпроекта:

    Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение

    Слайд 11

    Задачи проекта:

    формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника в условиях крайнего севера; развитие познавательного интереса к миру природы, чувства эмпатии к объектам природы; формирование первоначального умения и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

    Слайд 12

    Основные принципы реализации проектапо экологическому воспитанию

    Принцип научности Принцип доступности Принцип гуманистичности Принцип деятельности Принцип интеграции Принцип системности Принцип регионализма

    Слайд 13

    Этапы реализации проекта:

    I . Организационный (август-сентябрь 2006г.) II. Внедренческий (октябрь 2006г. – май 2008г.) III. Результативный (июнь – август 2008г.)

    Слайд 14

    Слайд 15

    Участники проекта

    Дети МДОУ №81 «Центра развития ребёнка – Детский сад «Конёк – Горбунок», воспитатели, родители, сотрудники музея, библиотеки, картинной галереи, научные работники государственного природного заповедника «Большой Арктический».

    Слайд 16

    Направление работы по реализации проекта

    проект Издание информационно-методического материала Связь с социумом Взаимодействие с родителями Развивающая среда группы, ДОУ Кружковая работа Цикл познавательных занятий с детьми

    Слайд 17

    Изобразительная деятельность Эксперименты Экологическая культура Чтение Наблюдения Физическая деятельность Игровая деятельность Музыкальная деятельность Трудовая деятельность Конструирование Театральная деятельность Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребёнка

    Слайд 18

    Творчество детей

  • Слайд 19

    мироздание вода воздух солнце песок глина камни сезоны обитатели уголка природы перелётные и зимующие птицы растения дикие и домашние животные лес комнатные растения тропический лес пруд, озеро, река море луг как человек использует природу как человек охраняет природу степь тайга Человек и природа край, в котором я живу

    Слайд 20

    «Край, в котором я живу»

  • Слайд 21

    Экологический кружок «Юный натуралист»

    Цель: Формирование экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности Задачи: формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности; развитие у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности; развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения.

    Слайд 22

    Экспериментальная деятельность

  • Слайд 23

    Экспериментирование

  • Слайд 24

    Слайд 25

  • Слайд 26

    Экологическое образование родителей

  • Слайд 27

    Из результатов проведенного предварительного анкетирования, опросов родителей следует, что наиболее значимой информацией является:

    данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива; правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); требования к экологии жилища; роль комнатных, лекарственных, пищевых растений; выбор экологически безопасных мест для прогулокс детьми, отдыха на природе; содержание в доме домашних животных и их значение длявоспитания ребенка; развитие ребёнка как личности в процессе экологического образования; информация, получаемая от самого ребёнка о занятиях в детском саду.