Лия Шарова, Школа «Стоп Угроза»: «Дети не готовы к похищению и насилию. Роковая ошибка родителей, которую ни в коем случае нельзя совершать Как и почему возникла "Стоп угроза?"

Как предотвратить похищение ребенка? Какие опасности ждут детей в большом городе? Что нужно знать родителям, которые заботятся о безопасности своих детей? Об этом мы поговорили с Лией Валентиновной Шаровой, руководителем Школы безопасности «Стоп Угроза».

С какими угрозами в основном сталкиваются дети в больших городах, если судить по вашей практике? Есть ли какая-то статистика?

Опасностей, угрожающих детям, в больших городах немало, начиная от ДТП и заканчивая открытыми канализационными люками и больными бездомными животными. Но за два с половиной года работы мы с удивлением выяснили, что дети абсолютно не готовы к одной из самых жутких опасностей: похищению и насилию. Если приводить статистику нашей школы (около 2000 тренингов, более 20 тыс. детей 5-16 лет), то могу говорить совершенно уверенно: 19 из 20 детей уйдут с похитителем, попадут в ловушку мошенника, не закричат и не убегут, если их схватит посторонний. Наверняка ваш ребенок не знает наизусть номера своих близких, поможет «вежливому дедушке» донести пакет до машины и, скорее всего, сядет в автомобиль к полицейскому.

Статистика удручает. Скажите, а в школе безопасности «Стоп Угроза» вы учите детей и взрослых работать с опасными ситуациями?

Школа безопасности «Стоп Угроза» создана, чтобы работать над несколькими конкретными задачами:

Чтобы ни одного ребенка не мог увести или похитить педофил или мошенник;

Чтобы дети точно знали как действовать, если к ним подходит незнакомец или незнакомка и начинает разговор;

Чтобы каждый ребенок понимал, кому из знакомых и незнакомых взрослых в какой мере он может доверять (большинство детей доверяют и соседям, и друзьям родителей, и полицейским, и иногда людям в форме).

Научить и замотивировать детей не стесняться привлекать внимание прохожих: кричать, убегать, сопротивляться, если кто-то пытается схватить.

Знать, как вести себя с грабителями, хулиганами. Что кричать в подъезде. К кому обращаться за помощью на улице. Что делать, если потерялся или потерял мобильник.

Как вычислить педофила в интернете и как защитить себя в соцсетях – эта задача становится все более актуальной с каждым днем, и еще целая серия проблем, требующих именно навыка, а не просто теоретического понимания опасности.

- Как и почему возникла "Стоп угроза?"

- «Стоп Угроза» началась с материнского страха. Моя 13-летняя тогда еще дочь забыла написать мне смс,доехав до школы, буквально на второй день самостоятельной дороги, и я в течение часа не могла дозвониться - она отключила звук с началом урока. Потом я поняла, что даже если я триста раз произнесу ей, что именно опасно и как с этим справляться, это не даст результата и не прибавит мне уверенности в ее безопасности. Затем я не нашла ни одной организации в России, профессионально занимающейся обучением детей навыкам правильной реакции на посторонних. Тогда я стала решать проблему самостоятельно, изучая опыт зарубежных организаций детской безопасности, общаясь с представителями МЧС и детскими психологами.

Проблема не в том, что наши дети не знают, что опасно, а что нет. Важно сделать так, чтобы они точно знали как именно, пошагово и детально, нужно отвечать, отбегать, кричать, спрашивать. Куда убегать и когда это уже нужно делать. Только тренировка снимает барьеры на практике. Но дети не любят занудства, не слышат советы, не воспринимают страшилки и наставления. Поэтому секрет «Стоп Угрозы» в тщательно продуманной методике обучения, в результате которого дети выходят с тренинга не только со знаниями и умениями, но и – самое главное – с правильным настроем. Им интересно, они всегда тянут: «Нуууууу, уже всё?», когда тренинг заканчивается. Они мчатся на переменах после урока безопасности играть в «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать». Они встречают тренера через полгода после занятия криками «Ура!».

Конечно, одно занятие не гарантирует стопроцентной безопасности, но если проводить тренинги хотя бы раз в год, углубляя знания, и дополнять их семейным воспитанием, то хотя бы в одном можно быть уверенными: ребенок не уйдет с посторонним и не заплачет растерянно, если чужой дядя его схватит за руку и поведет за собой. Именно эту задачу я считаю самой важной в своей работе.

- За годы работы с какими случаями вы сталкивались чаще всего? Какие советы родителям могли бы дать?

Самые распространенные ошибки и заблуждения детей:

  • «Преступник – это дядька в черном, подозрительный и угрюмый, или, наоборот, по-особенному хитрый и заискивающий». Расскажите ребенку и покажите на улице, что преступник может быть очень безобидным, приятным, веселым и вызывающим доверие.
  • Ребенок думает так: «Если кто-то меня схватит, я могу покусать, плюнуть ему в глаз, ударить его так, что он меня выпустит (варианты – притвориться сумасшедшим или мертвым)». Четко донесите до детей, что в любой опасной ситуации у них есть два самых главных оружия: быстрые ноги и громкий крик. И что работают оба этих оружия только в людном месте. Если ваш сын не верит в то, что он окажется беспомощным, оказавшись со взрослым один на один – покажите ему это. Скрутите его так, чтобы он не мог пошевелиться, это очень наглядный урок.
  • «Взрослых нужно слушаться, пожилым надо помогать». Объясните детям, если они видят, что кому-то нужна помощь, они могут позвонить вам и посоветоваться. Но взрослые не должны обращаться за помощью к чужим детям, что-то им предлагать, дарить или даже ругать. Один педофил уводил мальчишек с помощью такой уловки: он разыгрывал отца, чьего сына якобы избил этот мальчик. И после крика и наезда предлагал «пойти домой и спросить у Коли, этот ли парень в красной, допустим, куртке, его избил».
  • «Я боялся выглядеть как дурак. Я не могла закричать, мне было стыдно». Для наших детей и закричать, и внезапно побежать, и даже просто отойти от лифта, когда в подъезд заходит посторонний мужчина – это уже нарушение «нормального» поведения. И это – вторая главная причина легкости похищений и насилия после доверчивости. Воспитываем вседозволенность в опасной ситуации. Пусть знает, что на улице, если что, можно и кинуть камень в окно, и ударить по чужой машине, чтобы сработала сигнализация, и упасть на землю с громким криком и пинаться, лежа. В подъезде спасет крик «Пожар!» и громкий шум. Пусть стучит и звонит во все двери, разобьет окно цветочным горшком. Поверьте, когда мы рассказываем это детям на тренингах – они воспринимают это как революцию в сознании.
  • «Я не расскажу об этом родителям, потому что они мне запретят гулять одному (сидеть в интернете, дружить с этими ребятами, ходить в эту секцию)». Эту проблему могут решить только родители. Подумайте: один ваш неоправданный запрет или агрессивная реакция – и ваш ребенок не решится на вторую попытку откровенности.

- Курсы для взрослых - стоит ли родителям проходить тренинги по безопасности? Чему там учат?

Удивительно, но чем дальше, тем больше мы уверены в том, что семинары для родителей очень и очень нужны. Могу сказать так: каждый родитель, побывавший на нашем занятии для взрослых, говорил, что узнал очень много нового и полезного для себя. Учим – как и о чем разговаривать, как правильно заинтересовывать ребенка, как наблюдать и контролировать, как защищать семью в интернете, всяким полезным мелочам, которые вроде бы были на поверхности, но почему-то о них никто никогда не думал.

Недавно вы запустили целую Академию тренеров по безопасности. Какова программа обучения? Есть ли специализация? Чем потом будут заниматься ваши тренеры? Может ли курс Академии быть полезен, например, педагогам в школах?

Академия тренеров создана для того, чтобы тренинги «Стоп Угрозы» были всегда доступны родителям в каждом городе. У нас уже успешно работают филиалы в Петербурге, Владивостоке, Новосибирске, Казахстане. Скоро подключатся Пермь, Красноярск, Волгоград, Самара, Вологда, начнут работу тренеры в Кыргызстане, Азербайджане, Украине и в Германии.

Академия тренеров создана для тех, кто пока не готов купить франшизу и хочет начать с индивидуальной работы тренером. После того, как педагог или психолог проходит обучение и получает сертификат, он работает как часть команды «Стоп Угроза», это – важное условие, позволяющее нам контролировать качество тренингов.

Конечно, график работы и уровень загруженности каждый выбирает себе сам, но, как пока показывает практика, эта работа увлекает, приносит море энергии и эмоций, ну и конечно, что тоже важно, позволяет зарабатывать деньги.

Если покупка франшизы - это полноценный бизнес с соответствующей ответственностью, задачами и расходами, пусть и небольшими, то в Академии тренеров механизм простой: обучаетесь, стажируетесь, работаете тренером «Стоп Угрозы» в своем городе и в своем режиме.

Конечно, далеко не каждый может это обучение пройти, желания и диплома тут недостаточно. Какой бы хорошей ни была методика, если тренер не будет уникальной личностью, которая привлекает детей, ничего не получится. Поэтому мы ищем мудрых, ярких, тонко чувствующих, умных людей, которые любят детей, ведь в конечном итоге каждый тренер – это наша репутация, и мы очень ценим и бережем тот уровень доверия родителей, который имеем сейчас.

- Какие требования вы предъявляете к кандидатам?

Среднее или высшее профессиональное образование; знание возрастной и специальной педагогики, психологии, специфики развития интересов и потребностей детей 5-17 лет; навыки и опыт работы с группами детей 5-17 лет; хорошее владение русским языком, грамотная речь; любовь к детям, ответственность, мудрость.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Стоп-Угроза. Дети в безопасности

Как защитить своего ребенка от похитителей и мошенников

Лия Шарова

© Лия Шарова, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Дорогие родители. Меня зовут Лия Валентиновна Шарова, я педагог, руководитель первого в России центра консультирования по детской безопасности «Стоп-Угроза».

Я написала эту книжку для такой же мамы, как я. Моей дочери шестнадцать, и я понимаю, что главные опасности, скорее всего, еще впереди (тьфу-тьфу-тьфу). Но только теперь, изучив тонны литературы и проведя сотни тренингов по детской безопасности, я понимаю, что мы очень многое делали неправильно в вопросах воспитания навыков безопасности. И если мы с нашими детьми избежали беды, то только по счастливой случайности, нам просто повезло.

Нам очень не хочется думать о плохом. И я, и все мои друзья ужасно боимся даже допустить мысль, что наших детей кто-то может похитить, изнасиловать, убить. И многие из нас просто молятся в эти минуты: «Господи, пожалуйста, сделай так, чтобы с моим ребенком ничего не случилось».

Мы не можем сделать так, чтобы нашим детям никогда ничто не угрожало. Но мы можем многое сделать для того, чтобы в случае опасности, они не просто знали, как поступать правильно, но и умели это делать без замешательства и сомнений.

Наша с вами задача – сделать так, чтобы наши дети никуда не пошли с незнакомыми людьми, не поддались на уловки мошенников, не сели в чужую машину, знали, как реагировать и куда бежать, откровенно рассказывали нам обо всём, что происходит с ними за пределами наших границ контроля.

Всему этому нужно учить совсем не так, как привыкли мы, совсем не так, как учили нас наши родители.

Я постаралась написать чёткую, ёмкую и очень практичную книжку-пособие о том, как научить ребенка думать о возможной опасности, не бояться ее, знать, что нужно делать в разных ситуациях и уметь «быть плохим и непослушным» тогда, когда это нужно.

Первая часть книги – золотые правила безопасности, концентрат опыта, краткие и простые инструкции, ответы на главные вопросы: чему учить ребенка и как это сделать максимально эффективно в разных возрастах.

Вторая часть для тех родителей, которые хотят вникнуть в детали, протестировать себя и своих детей, ответить на непростые вопросы, например, чем опасны послушание, вежливость и стеснительность, как восстановить утраченный контакт с подростком, как начать отпускать ребенка куда-то самостоятельно и не сойти с ума от тревоги, и прочие, волнующие нас всех, моменты.

Третья часть книги -практичный навигатор-справочник: от доступных средств наблюдения и незаменимых интернет-программ до важных телефонов и контактов.

Глава 1. Золотые правила безопасности

От трёх до восьми. Магия игры: чтобы малыш не пропустил наши советы мимо ушей

1. Даём малышам положительные установки вместо негативных. Вместо «Никогда ничего не бери у постороннего» говорим: «Всегда спрашивай меня, если кто-то предложит тебе угощение, игрушку или куда-то позовет, обещаешь?»

Каждый разговор на тему безопасности начинаем с вопроса.

«Что ты будешь делать если…?»

«Как ты думаешь…?»

«Что бы ты сделала, если бы…?»

То есть как можно больше спрашиваем, вовлекаем в обсуждение, пусть ребенок говорит больше, чем мы, пусть предлагает сам.


2. Заменяем наставления и запугивания игрой. Все уроки по безопасности, которые будут описаны ниже, лучше проигрывать на практике: весело, легко, наглядно. Мы должны показать на своем примере самые простые ситуации, именно показать, а не описать.

– Как отвечать по телефону.

– Что говорить, если в дверь позвонили.

– Как проходить мимо, если тебя окликнули на улице.

– Как отвечать «Нет».

– Давай найдем самые безопасные места по дороге в школу.

– Покажи, куда ты побежишь в случае, если к тебе начнет приставать незнакомый?

– Кто из этих людей кажется тебе подозрительным, а кто наоборот, нравится и вызывает доверие?

Каждый пример показываем сами и просим повторить: «Теперь ты», или «Давай по очереди, например, я звоню в дверь, а ты как бы один дома».


3. Во время каждой прогулки уделяем пять минут «проверке бдительности». Лучше не отвлекать ребенка от его занятий «для серьезного разговора», а вплетать беседы о безопасности в те промежутки времени, когда вы идете по улице, заходите в подъезд, садитесь в лифт, находитесь в гипермаркете, переходите улицу, проходите мимо стройки или гаражей.

Попросите ребенка показать «подозрительных» людей и затем поговорите о том, что плохим человеком, скорее всего, окажется тот, кто не вызывает подозрения. Очень важна тренировка контакта с посторонними. Попросите ребенка самому купить воздушный шарик или леденец в кафе, спросить, сколько времени, уточнить дорогу. Сюда же включаем наблюдение за машинами – запоминаем марки машин, тренируемся запоминать номера. Можно заучить улицы (например по дороге в школу или детский сад) и номера домов, названия ближайших супермаркетов и учреждений. Эти простые упражнения развивают не только внимательность, но и умение оценивать окружающий мир с точки зрения безопасности.


4. Хвалим. За внимательность, за интересную идею, за мнение. Пусть ребенок захочет разговаривать с вами на важные темы. Не перебиваем, это очень важно. Наша цель – доверие. Поэтому всеми способами поощряем откровенность, говорим спасибо даже тогда, когда нам не нравится услышанное, иначе ребенок в следующий раз просто ничего не расскажет. Разговариваем с детьми как можно чаще. Иначе дети, скорее всего, просто не расскажут о чем-то важном.


5. Подаём пример. Смотрим в глазок. Всегда закрываем входную дверь на ключ, даже если выходим на минуту. Не переходим на красный свет улицу и т. п. Все эти правила мы должны демонстрировать сами.


6. Рассказываем конкретные истории. «К девочке в соседнем дворе подошел пожилой человек с котенком и попросил помочь донести его до дома…».

Малышам читаем сказки: «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и другие, смотрим вместе мультики, отмечая опасные ситуации. Находим примеры правильного поведения: убегать, не открывать дверь, громко кричать и другие, и дополнительно привлекаем внимание малыша к этому моменту.


7. Ведём ребенка на тренинг по безопасности. В группе дети гораздо лучше запоминают важные правила и приобретают опыт уже на уровне закрепленного навыка. Если нет возможности пройти такой тренинг, то проигрываем сами дома главный алгоритм безопасного поведения в случае общения с любым посторонним (алгоритм будет подробно изложен ниже). Наша с вами задача сделать всего лишь одну простую и вместе с тем самую сложную вещь: заставить включиться какой-то тумблер в сознании ребенка, который поможет в ситуации любого контакта с посторонним на секунду задуматься: «Почему этот человек заговорил со мной? Меня учили, что я никогда и никуда не должен идти с незнакомым человеком, что бы он ни говорил мне». Именно эта секунда осознанности зачастую решает всё, и именно этот навык мы с вами и должны закрепить как можно прочнее.


8. Проверяем. Проводим, как минимум, три проверки с помощью друзей, с которыми ребенок не знаком. Первая ситуация – звонок в дверь, когда ребенок один дома. Вторая – подарить что-то на улице и предложить куда-то пройти вместе. Третья – просьба о помощи, например – донести котенка до машины. Проверить нужно не только реакцию, но и степень откровенности. Пусть ваш друг в каждой из ситуаций попросит держать это в секрете, чтобы «не тревожить маму». Если ребенок не прошел проверку, то не рассказываем ему о том, что мы сами смоделировали эту ситуацию. Просто принимаем к сведению, что нам нужно подготовить ребенка еще лучше.


9. Учим с ребенком телефоны, домашний адрес, как пользоваться кнопками быстрого набора, повторяем, кому из знакомых взрослых можно доверять, рассказываем про «Круг доверия», несколько раз проигрываем «Главный алгоритм правильного поведения с незнакомцами», который будет описан ниже. Рассказываем детям о том, что никто из посторонних не должен их трогать, целовать и гладить. Подать эту информацию можно так: «У каждого человека есть свое личное пространство, в которое разрешено входить только самым близким. Твои близкие – это твоя семья. Поэтому если кто-то другой будет тебя обнимать или гладить, то нужно отойти, сказать „Не надо меня трогать“, а затем обязательно рассказать мне».

Пожар в Кемерово. Соболезнуем родным и близким. И это может случиться с каждым.

Что делать?

Описанный шарфик

Так мы обычно рассказываем под хохот детей первое правило выхода из горящего или задымлённого помещения. Потому что это правда: воду с собой мы носим нечасто, дети — почти никогда. А погибают именно от дыма. Потому берём любую одежду: шарф, футболку, рубашку, блузку, подол юбки. Писаем. И дышим через описанную ткань. Моча гораздо лучше фильтрует и дым и ядовитые вещества, чем вода. Дети смеются, но все соглашаются с тем, что в опасной ситуации это сделать не стыдно. Но это настроение «не стыдно» можно создать только в диалоге и лучше — между детьми. В каждом классе или группе всегда найдутся те, кто убедительно скажет: А что смешного? Если это спасёт жизнь.

Приучайте детей к игре: найди выход

Да и себя тоже. Мы никогда не задумываемся о том, как покидать помещение в случае пожара. Никогда. А это можно быстро и весело сделать привычкой. А приучая ребёнка, вы и сами станете обращать на это внимание. Потому в течение 2−3 недель, приходя в любое помещение, весело и моментально смотрим, куда бы мы побежали в случае пожара. Можно уточнить у сотрудников.

Выход из паникующей толпы

Тут три правила:

  • Идем только по направлению движения, не останавливаясь, даже если родные остались позади. Вы встретитесь после того, как выйдете наружу.
  • Аккуратно огибаем углы, столбы, любые встречные преграды. Для этого издали смотрим, что впереди. Идём, скрестив руки на груди, выставив локти немного вперёд и держась руками за плечи. Так, если вас сдавят, вы сможете дышать свободно.
  • Если упали: никаких «сгруппироваться»! У вас есть три секунды, чтобы встать любой ценой. Для этого вцепляемся мертвой хваткой в ближайшие ноги, джинсы, пальто, и, как обезьяны взбираемся по человеку. Помним, что человек-дерево не будет нам рад. И даже возможно стукнет по голове. Но вы успеете встать. Потренируйтесь дома.

И пусть вам никогда не пригодится эта информация.

Лия Шарова, руководитель

Безопасность - превыше всего. Одна из основных потребностей человека в пирамиде Маслоу - потребность в безопасности. Особенно остро этот вопрос стоит, когда речь идет о детской безопасности. Учить детей правильному, безопасному поведению нужно с самого раннего возраста. Основатель школы безопасности «Стоп Угроза» Лия Шарова рассказала порталу БИБОСС об идее создания детских тренингов и о том, насколько важно, чтобы бизнес приносил ощутимую пользу людям и удовлетворение себе.

Как все начиналось

Представьте себя семиклассником. Заканчиваются шесть уроков, дома ждет «домашка» и репетитор, не говоря уж о куче своих, гораздо более интересных дел, и тут вам говорят: сегодня, ребята, у вас внеклассный час. Придет тётя и будет разговаривать с вами о безопасности в интернете. Представили? Вам интересно? Вероятней всего, не очень. Но вот приходит эта самая тётя, и спустя 45 минут вы не хотите бежать домой, вы вместе со всем классом остаетесь еще на полчасика поговорить, рассказать историю, задать вопрос и поблагодарить.

Я - та самая тётя, и я расскажу историю этого чуда, которое я вижу каждый день вот уже четыре года работы в самых разных классах и самых разных группах детей и подростков.

Это история о том, как одна мама попробовала решить проблему, до седых висков знакомую каждому родителю. Мы все проживаем этот период постоянного страха за своих детей, потому что мы прекрасно понимаем, что когда нас нет рядом, ребенок может не понять угрожающую ему опасность, например, от незнакомого взрослого, может не отреагировать так, как нужно, а растеряться, может не позвать на помощь и много-много других «а что, если?».

Вот и я столкнулась с чувством абсолютной беспомощности, когда моя, тогда еще 13-летняя дочь Даша, забыла написать мне «дежурную» смс «я в школе», отключила звук в мобильнике и преспокойно сидела на уроках, пока мой тревожный мозг подсовывал мне жуткие сценарии возможных проблем. Я поняла, что ни один из родительских советов, ни один запрет, ни одно наше «никуда не ходи» и «ни с кем не разговаривай» неэффективны и совершенно бесполезны. И я стала решать эту проблему так, чтобы результат меня полностью удовлетворил.

Для этого мне пришлось перелопатить горы литературы, в основном не переведенной на русский язык, просмотреть программы детской безопасности в странах Европы и США, да и просто подключить здравый смысл, чтобы в итоге получилась методика, следуя которой можно было сделать разговор о безопасном поведении на улице, в интернете или в своем классе не занудным, не бесполезным, а интересным и реально меняющим сознание ребенка и его поведение.

И если поначалу мне казалось, что будет достаточно просто закрепить ряд навыков на практике, научить давать моральный отпор, прерывать разговор со взрослым, кричать эффективные фразы, привлекающие внимание прохожих, то затем стало понятно, что всего этого не достаточно.

Что нужно совсем по-другому разговаривать с детьми, нужно реально знать, чем они живут в соцсетях, каких блогеров смотрят, с какими проблемами сталкиваются.

Что практически ни один родитель не делает этого ни разу в своей жизни.

И что дети, в результате, остаются совершенно одни лицом к лицу с теми же проблемами в интернете, потому что родители не способны ни на что, кроме как запрещать или паниковать по отдельности и группами в ответ на очередные волны публикаций из серии «Синие киты» или «Маньяк в нашем городе».

Секрет методики «Стоп Угрозы» в том, что дети слушают. И главной моей задачей и сложностью было сделать так, чтобы этот секрет можно было передать другим педагогам и психологам, научив их быть «клевыми взрослыми». А быть «клевым взрослым» может далеко не каждый, каким бы опытом он ни обладал. Все просто: если ты не совершаешь маленькую революцию в сознании ребенка за одно единственное занятие, то ты не будешь услышан, ничего не изменится. А чтобы эта революция случилась, надо не просто знать, как что и когда сказать или о чем спросить, надо еще и искренне понимать интересы, потребности и язык тех маленьких или уже вполне взрослых участников тренинга, которые еще несколько минут назад скучающе рассматривали тебя или сидели в своих смартфонах.


Я не прячу эти секреты, я рассказываю их всем родителям на вебинарах и лекциях, наши тренеры проводят совершенно бесплатно занятия и с педагогами, и с социальными работниками - и мы видим результат. После каждой родительской лекции мы слышим такие искренние «Спасибо!» от мам, пап и учителей, что это, конечно, заряжает ничуть не меньше, чем постоянная отдача от детей.

Теперь о бизнесе

Как и многие стартапы, поначалу «Стоп Угроза» была одним человеком - мной. Сайт «на коленке», контент, который я писала сама, посты в соцсетях, «сарафанное радио», приносившее заказы на следующие тренинги. Я написала книжку для родителей, в которой попыталась без лишней воды структурировать самое важное, параллельно с этим определилась линейка тренингов для детей разных возрастов. Опасности на улице, в интернете, в коллективе - они, конечно, совсем разные в каждом возрасте, и учить нужно совсем разными способами, чтобы не было ни одной минуты на то, чтобы заскучать или переключить внимание на что-то другое.

В Москве уже через полгода работы (в основном заказы поступали от родителей, организовывающих тренинги в школах) я перестала справляться с объемом задач, работая практически по 12-16 часов в день. И, конечно, встал вопрос о том, как сделать из этой классной идеи масштабный проект, сеть школ безопасности не только во всех городах России, но и за рубежом.

Сама я понимала в правилах бизнеса немного, но я как раз из тех, кто считает, что «впаривать» что-то стыдно, что если идея хорошая и дело полезное, то оно прорастет само, и что если польза и эффективность очевидны, то можно рассчитывать на поддержку и понимание, тем более в таком непростом и нужном деле как воспитание безопасного поведения у детей.

Но для правильного ведения бизнеса нужны знающие люди, поэтому у меня появился бизнес-партнер Алексей Анисимов, имеющий результативный опыт продаж франшиз именно детских проектов. В результате за полтора года с момента продажи первой франшизы, только в России уже работают более шестидесяти филиалов «Стоп Угрозы», мы открылись в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Беларуси, скоро начнем работу и в других странах.

«Стоп Угроза» - это настоящее дело - благородное и выгодное одновременно. Открыть филиал в своем городе довольно просто - не требуется закупать оборудование, материалы и арендовать помещение. Постоянные издержки практически отсутствуют, а работу в проекте можно совмещать с другой деятельностью.


Один из основных способов продвижения тренингов школы безопасности в самом начале работы - это проведение бесплатных информационных встреч для родителей и педагогов, а также проведение пробных тренингов для детей. Чтобы подготовить тренера к проведению встреч с учителями и родителями, мы разработали соответствующие методические материалы, проверили их на практике и регулярно получаем благодарности от учителей, администраций школ и родителей по всей России. Во многих городах местная администрация рекомендует тренинги «Стоп Угроза» для проведения в школах и детских садах.

Рынок тренингов по безопасному поведению детей огромен, ведь безопасность - это одна из основных потребностей человека. Однако, чтобы охватить этот рынок без мощного административного или медийного ресурса, менеджерам и тренерам «Стоп Угрозы» необходимо набраться терпения и направить силы на разъяснение сути тренингов - какой эффект они дают, и почему это работает. Также нужно накопить положительные отзывы в регионе и найти партнеров. О том, как искать партнеров и о чем с ними договариваться, подробно описано в инструкциях по ведению бизнеса в пакете франчайзинга.

Все чаще заказчиками тренингов становятся промышленные предприятия и банки с развитой сетью филиалов. Мы проводим тренинги по согласованной адресной программе по всей России.

Трудности и вызовы в работе тренера «Стоп Угрозы» присутствуют каждый день - главный вызов - это войти в доверие детей и заставить их думать и искать решения. К счастью, преодоление этой трудности быстро вознаграждается и уже через 45 минут урока дети окружают тренера, задают вопросы и просят приходить почаще.

Есть ли у «Стоп Угрозы» конкуренты? В некоторых городах работают общественные организации, чья деятельность отчасти созвучна нашей, и мы очень рады этому, потому что безопасности много не бывает. Рекомендуем использовать все возможности - и бесплатные лекции волонтеров и платные тренинги опытных педагогов и психологов. Главное - это результат!

Мы часто относимся к детям так, как если бы все знания и представления о жизни, о правильном и неправильном, находились только в нашей бочке опыта. А бочка ребенка – пустая, и жаждет наполниться нашими мыслями и нашими переживаниями.

Но в один непрекрасный момент мы замечаем, что слышим от ребенка только: «Нормально». «Да, поела», «Четверка по алгебре», «Ничего интересного». И все – он закрывает дверь не только в свою комнату, но и в свой внутренний мир.

Первое правило магии доверительного общения – узнавать

Выбрасываем из разговоров все вопросы, которые мы задаем каждый день. Никаких больше: Как дела? Как в школе? Какие оценки? Что поел? Во сколько придешь? Ты прибралась в своей комнате? Забыли эти формулировки. Их нет. Так надо для чуда.

Это относится не только к родителям. Мы редко спрашиваем близких людей о том, о чем им было бы интересно нам рассказать. Нам важно только то, что интересует нас. Потому мы теряем не только контакт с ребенком, но и любовь партнера, уважение, доверие, интерес, ценность близости.

Задавайте вопросы. Слушайте, кивая, не отвлекаясь, и задавайте наводящие вопросы дальше.

Уточняйте. Переспрашивайте. Вы можете сколько угодно думать, что искренне интересуетесь жизнью и мнением близкого человека, но он может узнать об этом только по одному признаку: вы или спрашиваете его, поддерживая разговор дополнительными вопросами, или ограничиваетесь дежурными «как дела?» и пропускаете ответ мимо ушей, а значит – он вам не интересен.

Уже через пару месяцев такой практики активного слушания между вами сформируется совершенно другое пространство. Ребенок все время о чем-то думает. Что-то чувствует. Чего-то боится и что-то хочет. И не нужно ни в первую минуту, ни на двадцатой – резюмировать, вставлять свои пять копеек мнения, оценивать, переиначивать. Нужно только воспринимать. Ноль вмешательства. Только интерес, только вопросы и внимание.

Тогда начинается волшебство. Как только человек поймет и поверит в то, что он вам искренне интересен, он начнет доверять, делиться, открываться, перестанет фильтровать информацию, делить ее на «это можно говорить» а «этого она или он не поймет».

С такими людьми мы довольно быстро открываемся, называем их своими близкими, доверям им. Когда мы живем с партнером год-пять-десять, мы переходим на совершенно бытовой уровень общения. Быт – наше пространство. И все мы знаем, к чему приводит, если разговоры окончательно сведутся к «не забудь выбросить мусор».

С ребенком - еще важнее не сползать в быт и формальности. Даже если вы – отличный родитель, вы играете с ребенком по часу-два в день, умиляетесь и гордитесь им, все равно основные темы ваших разговоров – быт и обучение, ваши требования или просьбы, ваши вопросы часто касаются результатов, а не процессов. Чаще разговаривайте о постороннем, не о доме и школе – любая передача по тв, интересный сайт, смешная картинка – покажите, перешлите в соцсетях, позовите посмотреть вместе, спросите совета в выборе, и главное – спрашивайте, спрашивайте, спрашивайте. Музыка, фильмы, игры, соцсети, новые и старые друзья, чьи-то конфликты, симпатии, сплетни. Странности учителей и одноклассников.

Приколы. Новости. Открытия. Анекдоты. Сны. Вы удивитесь тому, как много знает ваш ребенок, насколько изменился мир за каких-то десять лет. Так становятся друзьями. Потому что друг – это человек, которому ты искренне интересен.

Второе – никаких оценок

Тем более критичных. Получив ответ, нужно с ним обращаться очень бережно. Любая оценка может раз и навсегда отбить желание делиться.

Ошибка сказать: да, точно, у меня так же (или наоборот) и дальше долгий-долгий рассказ о себе. О своих соображениях, своих историях. Запомните – у вас есть минуты три на рассказ о себе, на интересную историю, которая подчеркивает ваш интерес и ваше согласие с позицией ребенка или поясняет альтернативную позицию. Лучше, если это будет что-то откровенное, личное, возможно даже не красящее вас. Ничего страшного. Посмеявшись над собой, вы только увеличиваете доверие. Последнее слово оставьте за ним. Для большей эффективности – убираем высокомерие «взрослого и умного» и слушаем так, как слушали бы, допустим, пожилого попутчика. Вы же не перебиваете посторониих словами «Какая ерунда!» или «Да как ты можешь так говорить!»

Третье (если речь идет о проблемах) – узнать его видение решения

Его примеры для подражания. Его методы. Страхи. Опасения. Надежды. Его «правильно» и «неправильно». Если вы не согласны с его решением, предлагайте своё, но в качестве дружеского совета, объясняя, почему вам кажется, что ваше решений эффективнее. И снова – последнее слово за ним.

Три правила: Спрашивать как можно больше. Не оценивать. Не решать за других.

Проведите в таком режиме хотя бы три недели. Считается, что 21 день – минимальный срок для того, чтобы обрести новую привычку, или отказаться от старой. И если вы продержитесь три недели, то обязательно увидите волшебный результат. Ребенок, который раньше ограничивался ответами «Нормально» и «Сделал я алгебру, сделал» превратится в человека, который спрашивает у вас совета по очень личным вопросам. С остальными членами семьи эти три правила работают еще волшебнее. Вы можете изменить всё, просто перестав быть такими как вчера.