Презентация «Украшение вышивкой одежды и вещей быта кубанских казаков». Презентация «Украшение вышивкой одежды и вещей быта кубанских казаков» Объяснение нового материала

16.01.2014г. 4 класс Тема «Одежда жителей Кубани» Цель: знакомство с традиционной одеждой кубанских казаков; прививать чувства сопричастности истории и обычаям предков; воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к малой родине. Оборудование: учебник, презентация, фрагменты кубанских пословиц об одежде, словарь. Ход урока Вступительное слово: Дом крепок дружбой людей, в нем живущих. А в нашем родном крае сейчас проживают сотни людей самых разных национальностей. Русских, коренных жителей, больше всего, но для многих армян, азербайджанцев, турок, таджиков, сложились такие жизненные обстоятельства, что они вынуждены были покинуть свою Родину, где они жили, и найти то место, где их семьи обрели бы мир и спокойствие. Дети разных национальностей, хорошо дополняют друг друга, ведь у каждого национального характера есть свои яркие положительные стороны, свои достоинства. Любовь к Родине начинается с колыбельной, которая поётся на родном языке, а продолжается в школе.(Слайд 1) Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Горя, голода, войны. Пусть мир торжествует на свете И дружат народы земли, Пусть радуются все дети, Пусть в счастье живут они. Нет для дружбы расстояний, Для сердец преграды нет, Мы сегодня детям мира шлём привет! Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру, свой национальный костюм. Сегодня на уроке мы поговорим с вами об одежде кубанских казаков. Работа со словарем (Коллективное творческое дело) Рубаха, сорочка– основа костюма. Черкеска – стеганный полукафтан или поддевка под тулуп, кафтан, одевался поверх рубахи. Башлык - утепленный капюшон, который надевают поверх шапки. Бурка- род плаща или накидки у кавказцев или казаков. Изготовляется из черного или коричневого войлока или овчины. Папаха, фуражка – головной убор казака. Сорочка - выполняет роль нательной и верхней одежды. Юбка - одевалась на сорочку. Передник, фартук, завеска - не был обязателен для ношения, одевался во время работы. Парочка – юбка и кофта из одного материала. Шлычка – род маленькой шапочки, состоящей из круглого донышка и узкого бортика, надевалась на пучок и затягивалась шнурком. Чирики, башмаки, чувяки – вид обуви. Беседа об особенностях кубанского костюма.(Слайд 2) Одежда связана с историей народа и является неотъемлемой частью национальной культуры. Одежда должна отвечать многим требованиям: защищать тело от дождя, снега, холода, жары и конечно же - она должна украшать человека, придавать ему приятный вид и должна быть удобной для различных видов деятельности человека. И если эти назначения любой одежды давно утвердились и почти не подвергаются изменениям, то внешний вид ее постоянно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменением эстетических вкусов народа и его потребностями в соответствии с образом жизни на том или ином отрезке большого жизненного пути. (Слайд 3) Казак ехал за Кубань, Приубрался – выйди, глянь! Сам он бравый, Конь буланый, - Хоть куда казак! Его жинка молода Отворяла ворота Рядом ставши, Повод взявши, Крепко обняла. Набил люльку тютюном, На коня взлетел вьюном: Пыль степная ПонесласьПоскакал казак. В стихотворении Ивана Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет. (Слайд 4) Рисунок 1. Костюм казака и казачки. Рисунок 2. Казачья семья. (Фото из архива) История казачьего костюма В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам: конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. утверждена единая форма обмундирования черноморских казаков – шаровары и куртка из грубого сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. В начале 1840 г. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшегося казачьего войска. Физкультминутка. Найдите в классе изображения предметов кубанского костюма. Описание мужского казачьего костюма (Слайд 5) Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески. Красота и богатство казачьего костюма заключались в том, чтобы в нем было больше серебра. Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др. Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы. Носили казаки шаровары суконные темных тонов. На ногах башмаки, зимой – сапоги опойковые. Описание женского казачьего костюма (Слайд 6) Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя. Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой. На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах. 4. Закрепление. Так как одежда имела большое значение для человека, народ посвятил ей загадки, пословицы и поговорки. Соберите их правильно.(работа в парах) 1. Наряди пень, и пень будет хорош. 2. По одежке встречают, по уму провожают. 3. По одежке протягивай ножки. 4. Купи хату крытую, а одежду шитую. 5. Одежда в ряд, не обобьёт пят. 6. Видит и кривой, на ком кафтан плохой. 7. Сапоги каши просят. 8. Хвалят на девке шелк, коли в девке толк. Учитель: Одежда украшала и защищала человека. А что еще мог рассказать костюм о своем владельце? Учащиеся приходят к выводу: 1) костюм определял 2) указывал на профессию. место человека в обществе; Учитель – Итак, сегодня на уроке мы говорили о красоте кубанского костюма, о том, что одежда – это часть истории и культуры любого народа. – О прошлом одежды мы узнали многое. Но давайте помечтаем и представим себе, во что будут одеваться люди в ближайшем будущем. 5. Домашнее задание: конкурс рисунков «Мода будущего»

кубанских

Одежда кубанских казаков

Учитель: Журова Т.В.

В 1792 г. Екатерина II даровала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани, от Тамани до устья Лабы

«Переселение черноморских казаков на Кубань»

выставлена для всеобщего обозрения в краевом Театре Драмы

А.А. Чечин. Высадка казаков на Тамань.

Стоял мой предок на кургане,

Смотрел вокруг из-под руки.

Плескались волны на лимане

Орел чертил свои круги.

И не одной души в округе

Цикады нарушали тишь.

Земля, не тронутая плугом,

Качала травы и камыш.

Потом к воде казак спустился,

Кушак и шапку бросил в тень,

Напился и перекрестился…

И вдруг представил свой курень.

Он думал:»Добрая пшеница

Уродится на целине…

И в хатках беленьких станица

Ему явилась как во сне.

У хат - вишневые садочки…

И он увидел свой садок,

К нему бегут сыны и дочки,

Жена выходит на порог.

Луна над камышовой крышей,

Гремит уздечкой добрый конь.

Напев Украйны где то слышен,

Смех девичий. Очнулся он.

Он эту землю сердцем принял

И потом с кровью поливал,

Чтоб сын и внук ее отныне

Своей отчизной называл.

Не знаю, так ли это было,

О том спросите у могил.

Я эту землю полюбила,

Наверно так, как он любил!

В начальный период заселения края черноморцы сохранили одежду и вооружение, присущие запорожцам. Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

В 1810 году была утверждена форма обмундирования черноморских казаков: шаровары и куртка из грубого сукна.

Линейные казаки носили одежду черкесского образца.

В начале 1840 года для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для сформировавшихся в 1860 году Кубанского казачьего войска.

Комплект мужской одежды состоял из: черкески, сшитой из черного фабричного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой – бурки, папахи, сапог или ноговиц.

У мужиков постарше к этому набору прибавляется свитка (верхняя одежда типа кафтана) или кожуха (жилет из овчины).

Мужской костюм включал в себя рубаху, шаровары, кушак (для парубков)

Шаровары

Широкие шаровары -традиционный элемент казачьей одежды - в узких штанах невозможно сесть на коня, да и ноги они будут стирать, движения всадника сковывать.

Рубаха может быть со стоячим, отложным воротником или без воротника. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок.

Рукав свободный широкий, у запястья его можно собрать на манжет.

Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или шёлка.

Рубахи были двух видов – русская и бешмет.

Из верхней одежды казаки предпочитали архалук - «спиногрей» - нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон из овечьей или верблюжьей шерсти с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался.

Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизи-ровала полноправную

принадлежность к станичному обществу.

Черкеска

Покрой черкески целиком заимствован у горских народов. Шили её длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывав-шем бешмет;

Рукава делали с широким отворотами. На груди нашива-ли подкладку для газырей; это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набобом, украшением черкески.

Красота и богатство казачьего костюма заключа-лась в том, чтобы в нем было больше серебра.

На талии наматывался кушак (длинный тканный пояс) с кистями или бахромой. На пояс можно прикрепить кошель для денег или кисет с табаком и люлькой.

Основу женского костюма составляет длинная рубаха (сорочка или кошуля). Рубаха шьется длиной либо чуть ниже колена (девки, молодухи), либо в пол (зрелые женщины). Сорочка щедро украшается вышивкой или тесьмой по груди, предплечьям, запястьям и обязательно по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья.

Женский костюм

Праздничный костюм кубанской казачки

Для пошива юбки обычно использова-лась тонкая шерстя-ная ткань, цвета - красный, синий, зеле-ный, коричневый, черный.

Поверх юбки можно надеть небольшой прямоугольный передник из белой ткани с настроченной по краю тесьмой.

Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев - отличная возможность понять колорит их культуры.

Без описания национальных костюмов жителей Кубани невозможно сложить полноценную историю о Краснодарском крае . В костюмах местного населения отражены все вехи становления народа и изменения, происходящие с их родной землей. Их вещи - не куски материи, а настоящий памятник прошлому.

Мужская одежда

Одежда кубанского казака - способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.

Женский костюм

Кубанские казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.
Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья.
Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.


Тема: «Одежда черноморских казаков».

Цели:
познакомить учащихся с одеждой черноморских
казаков;
развивать кругозор, речь учащихся, мышление;
воспитывать любовь к родному краю к традициям и истории нашей Родины.

Оборудование: диск, альбомные листы, краски,
костюмы, платок, шлычка, диск с песнями
Кубанского казачьего хора.

Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Где мы с вами живём?
- А кто наши предки?

Слайд 1.
Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие в 18- 19 века и узнаем, откуда к нам пришла одежда, носят ли эту одежду сейчас?
С чего же всё началось?

Слайд 2.
В 1792 году казачья делегация прибыла в Санкт - Петербург на приём к Екатерине 11. По одежде видна ширь и свобода казачья. Ведь слово казак обозначает вольный человек. Они приехали просить разрешения о переселении черноморских казаков на Кубань.

Выслушав их, Екатерина издала указ: в целях укрепления территории с юга и южных рубежей заселить Кубань черноморскими казаками.
Переселение длилось с1792 по 1793 годы.
И с тех пор культура, обряды, одежда, жилище, бытовые предметы, музыка и литература формировались на основе украинских традиций.
В западных районах говорили на украинском языке:
«пийдымо до дому, прыныси воды».

Слайд 3.
Первоначально костюм казака был таким:
Слева:
-широкие штаны-шаровары
-рубаха
-кафтан - (мужская верхняя одежда) завязывался широким поясом.
-смушковая шапка (сшита из шкур новорождённых ягнят)
-на ногах сафьяновые сапоги (из кожи козьей и овечьей окрашены в яркие цвета)
Справа:
Летняя одежда- рубаха, короткий кафтан, шаровары, ботинки - чирики - туфли-галоши.

Так как соседями казаков были горцы: адыги и черкесы, то их костюм выглядел так:

Слайд 4.
Папаха - шапка
Черкеска- рубашка без ворота затянута поясом
-Как вы думаете, что слева и справа на груди?
Это трубочки для хранения патронов-газыри.
-обтянутые штаны
-на ногах – чувяки – мягкие туфли без задников.

Кавказсказская война не мешала горцам оставлять оружие и приезжать в казачьи станицы на ярмарки.
Казаки, видя костюмы адыгов, некоторые элементы взяли в свой костюм.

Слайд 5.
Линейные казаки носили:
-узкие штаны
-рубаха
-черкеска завязана поясом, с 16 - ю напатронниками
-бурка - верхняя одежда из овчины
-шапка – папаха
-обувь – чирики.

Слайд 6.
Казаки в этот костюм одевались по праздникам.

Слайд 7.
Перед нами повседневные и праздничные костюмы казаков и казачек.
-Кубанский башлык – съёмный капюшон с удлинёнными полами, всегда красного цвета.
-Шапка- кубанка- папаха уменьшенной высоты.
-Свадебный наряд казака.
Физминутка.

Женские адыгейский и казачий костюмы.
Адыгейская женщина носила:
Платье (сай) – из бархата, шёлка, шерсти, парчи и украшалось золотым шитьём. Опоясывалась металлическим, серебряным поясом или позолоченным.
Головной убор-шапочки разных покроев, украшенных
серебром и украшениями.
Женский казачий костюм
Сорочка и юбка - различных покроев.
Сорочка с длинным рукавом, юбка украшалась кружевами, иногда надевали по 2-3 одна на другую.
Одежда обходилась недорого, так как каждая женщина могла прясть, шить, вышивать, плести кружева.
Стёганые «кохты» из ситца в зависимости от длины назывались: - «гусаркой» длинная, «куцина»- укороченная. Фартук.
Волосы заплетали в косы и укладывали в пучок, который закрывали «шлычкой»- маленькой шапочкой с дном и затягивали шнурочком. На голову в холодную погоду завязывали платком на макушке и называлось - «знузданка»
На ноги обували сапожки, черевики-туфли на каблуке без задника.

Слайд 9.
Одежда казака и казачки
Кохты и рубахи украшали вышивкой. Каждая девушка готовилась к замужеству и вышивала для себя свадебный наряд: юбку и кохту. После свадьбы наряд убирали в сундук и бережно хранили, существовало поверье, если ребёнок заболел его завернуть в одежду он выздоровеет.
Если в вышивке использовали элементы, они являлись символами:
Цветок- символ солнца, тепла, уюта.
Ромб- благополучие, плодородие.
Волнистая линия- символ воды.
Ровные полоски - символ земли.

Слайд 10.
А сейчас носят одежду 18-19 веков?
Такую одежду одевают по праздникам люди, которые сохраняют обычаи, традиции предков. Перед нами Кубанский Казачий Хор который уважает прошлое Кубани, поёт кубанские песни, танцует кубанские танцы.
3. Закрепление.
Как называлась казачья одежда, повторим.
Показ костюмов и комментирование.
4. Рисование костюмов.

Мальчики - казака
Девочки – казачки.
5. Выставка работ.
6. Итог.
Откуда на Кубань пришла одежда?
Что нового вы узнали об одежде кубанских казаков?

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Лабинска
муниципального образования Лабинский район

Разработка урока по кубановедению на тему
«Одежда черноморских казаков»

4 класс

Разработала
учитель начальных классов
Голубева Галина Олеговна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 станицы Архангельской муниципального образования Тихорецкий район

Украшение вышивкой одежды и вещей быта кубанских казаков

Учитель технологии

Капаева Тамара Салеховна

Капаева Т.С.


Украшение вышивкой скатерьтей-настольников

Физкультурная минутка

Объяснение нового материала

Вышивка славянского населения Кубани

План урока

Типы рукавов

Украшение вышивкой

одежды

Закрепление знаний

Украшение вышивкой

рушников

Капаева Т.С.


Цели урока

Капаева Т.С.


Вышивка

РУШНИК

г. Краснодар,

Свято-Екатеринский кафедральный собор

Капаева Т.С.


Виды вышив ок

РУШНИКИ

На Кубани вышивкой украшали

одежду, рушники, настольники,

подзоры, салфетки. Одно из первых

мест по бытованию занимали

вышитые и тканые полотенца-

РУШНИКИ. Вышивали по целой

ткани различными «верхошвами» -

крестом, гладью и прозрачными

строчевыми швами по разреженной

предварительно ткани – белая строчка

или шитьё по выдергу. Подавляющее большинство

вышитых изделий выполнено крестом.

Капаева Т.С.


Полотно для вышивки

РУШНИК

Широкое распространение получили

крестиковые узоры, печатавшиеся в

специальных альбомах (издававшихся

в Москве, Киеве и др. городах) в

приложениях к журналам «Нива»,

«Родина». Вышивали в основном на

конопляном домотканом полотне

полотняными хлопчатобумажными нитками, реже

использовался лён. В начале 20 столетия вошло в

употребление фабричное полотно – миткаль.

ст. Брюховецкая

Капаева Т.С.


Двухромная вышивка

РУШНИКИ

Доминировала двухромная

вышивка: основные цвета- красный

и чёрный. Иногда мастера

использовали вместо чёрного синий

цвет или серый(от светло-серого до

холодного серо-голубого).

Основным цветом в декоре был

красный, столь излюбленный в

народном творчестве.

ст. Гиагинская Республика Адыгея

ст. Северская

ст. Северская

ст. Гиагинская

Г. Тимашевск

ст. Гиагинская

Капаева Т.С.


Вышивка болгарским крестом

РУШНИКИ

Вышивки крестом бытовали

повсеместно и отличались

разнообразием приёмов

исполнения.

На Кубани нередки изделия

выполненные болгарским

крестом (двойной крестик).

ст. Терновская, Тихорецкий р-н

ст. Терновская, Тихорецкий р-н

1903 г., ст. Челбасская Каневской р-н

Капаева Т.С.


РУШНИКИ

В вышивке орнамент

представляет главное

средство выражения;

особенности материала

и техники исполнения

обуславливают большую

орнаментальность

решения тематических

изображений .

ст. Гиагинская

ст. Старощербиновская

ст. Новорождественская, Тихорецкий р-н

Капаева Т.С.


Украшение вышивкой

  • Утилитарные предметы украшенные вышивкой

делятся на 2 группы: 1.Интерьерная ткань. 2. Одежда.

Виды интерьерной ткани с вышивкой: рушники,

скатерти – настольники, подзоры.

  • Настольники украшались вышивкой вдоль их

узких сторон, а на особо богатых праздничных

изделиях по центру

декорировались узкой

вышитой или кружевной

Настольник ст. Тбилисская

Настольник ст. Гиагинская

Настольник ст. Гиагинская

г. Краснодар (собств. Ю.Г.Бич)

Настольник ст. Гиагинская

Настольник ст. Тбилисская

Капаева Т.С.


Вышивка по канв е

Вышивка по канве появилась довольно

поздно. Она стала распространяться в

России особенно со второй половины

XIX века, что было связано в основном с

новыми видами орнамента и

возможностью более реалистической

трактовки мотивов. В первой половине XX века

вышивка крестом стала преобладающей. Характер

орнаментации геометрический: ромбы, кресты,

розетки и т. д.

Капаева Т.С.


Украшение вышивкой одежды

Вышивкой на Кубани украшали

мужские и женские рубахи.

Длинная рубаха с рукавами

являлась основной частью

женского костюма. Шили её из

белого домотканого полотна.

Различные типы рубах отличаются

друг от друга главным образом

характером разреза для надевания,

фасоном воротника, украшениями.

Женская рубаха

ст.Бриньковская

Капаева Т.С.


Туникообразная рубаха – косоворотка

В конце XIX - начале XX века на Кубани

мужчины носили характерную для

русских туникообразную рубаху

косоворотку с разрезом ворота,

расположенным на левой стороне груди,

и со стоячим воротником.

Свадебную рубаху (счастливую сорочку)

жениху шила сама невеста и передавала

её обычно на кануне венчания.

Шили её обычно из белого домотканого

Мужская рубаха

Свадебная

ст. Бриньковская

Капаева Т.С.


Украшение вышивкой рубахи

Одновременно на Кубани бытовала

и рубаха с прямым разрезом ворота

(сорочка). Украшали рубахи

вышивкой по низу, по краям

рукавов, по вороту и на груди.

Будничные скромно, праздничные

богато. Нагрудная вышивка

располагалась узкой полоской

вдоль бокового разреза, в виде двух

более или менее широких полос по

бокам прямого разреза или делалась

широкой и сочеталась с боковым разрезом ворота.

Женская рубаха

г. Тихорецк

Капаева Т.С.


Женские рубахи

Распространены в

некоторых станицах

рубахи с чёрно - красной

вышивкой крестом

расположенной по

прямому разрезу ворота

на груди. Растительный

двухромный орнамент

украшает ворот,

манишку и манжеты рукавов.

Ст. Северская

ст. Архангельская, Тихорецкий р-н

Капаева Т.С.


Типы рукаво в

рукава

Рукава у рубах были двух

типов: либо прямые широкие,

либо собранные в манжеты

(«чохли»). По внешнему виду

различались рубахи

цельнокроеные с пришитыми

рукавами и составные.

г. Белореченск

ст. Гиагинская

Г. Тихорецк

В составных рубахах стан шили из более

тонкого полотна, а подставку из более грубого.

Пышно вышивали рукава, иногда весь рукав.

Капаева Т.С.


Физкульминутка

Капаева Т.С.


Закрепление знаний учащихся

  • Какие предметы быта украшали вышивкой на Кубани?
  • На каких тканях вышивали рушники?
  • Какая вышивка называется двухромной?
  • Чем отличались вышивки крестом?
  • На какие группы делятся предметы украшенные вышивкой?
  • Как украшались вышивкой праздничные скатерти - настольники?
  • Когда в России появилась вышивка по канве?

Капаева Т.С.


Закрепление знаний учащихся

  • Из каких тканей шили мужские и женские рубахи?
  • Чем отличаются рубахи друг от друга?
  • Какой вышивкой украшались рубахи?
  • Какие типы рукавов использовались при пошиве рубах?
  • Как украшались вышивкой праздничные рубахи?
  • Как украшались вышивкой будничные рубахи?
  • Как украшались вышивкой рукава рубахи?

Капаева Т.С.


Используемые источники и литература

  • http://www.smayli.ru/ornament. 152 html - блестящие орнаменты – при создании оформления слайдов.
  • Н.А. Гандур «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани». - Краснодар, «Советская Кубань» 1999.