Причины конфликтов в подростковом возрасте презентация. Презентация "конфликты в подростковом возрасте". Среди негативных последствий конфликтных ситуаций

1 слайд

МБОУ «СОШ с. Берёзовка» Пути решения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса Социальный педагог Шереверова Л.Г. 2011 – 2012 учебный год

2 слайд

«Всякая ссора красна мировою» (старинная пословица) Отношения к другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве. Причём главным пространством таких отношений является не только сфера общения с равными – сверстниками, но и с взрослыми – педагогами и родителями.

3 слайд

Конфликты родом из детства Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе. Большинство негативных и деструктивных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчуждённость и пр.), берут своё начало в детстве.

4 слайд

(от лат. conflictus - столкновение) в широком смысле направленное на преодоление противоречия столкновение, противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон.

5 слайд

Научное определение конфликта Конфликт - это столкновение несовместимых, противоположных интересов, устремлений, потребностей или мнений внутри личности человека, в отношениях между людьми, человеком и группой. Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на три важных вопроса: 1)что происходит; 2) кто включён в конфликт; 3) что, какие интересы заставляют людей в них участвовать?

6 слайд

Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях: Отсутствие взаимопонимания между людьми, наличие подчас противоположных интересов, чувство обиды, зависть или месть, низкая культура общения. Поведение "трудных" работников. Несовместимость характеров. Неумение найти общий язык. Многие конфликты порождаются неурядицами в организации труда, авралами и т.д.

7 слайд

8 слайд

Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, начальников… Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

9 слайд

Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других, беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями. это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент.

10 слайд

Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: "Вата" не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

11 слайд

Группы конфликтов в школе - конфликты, возникающие из-за неадекватной информации; - межличностные конфликты; - конфликт между учителем и учеником (или учениками); - конфликт между учителем и родителями;

12 слайд

Конфликтные периоды II КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Переход в 5-й класс. На смену одному учителю приходят несколько учителей-предметников, появляются новые учебные предметы III КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД В начале 9 класса,когда нужно решить,что делать после его окончания IY КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены, начало личной жизни I КОНФЛИКТНЫЙ ПЕРИОД Происходит в начальной школе, когда первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни: происходит смена игровой деятельности на учебную

13 слайд

Классификация конфликтов по М.М. Рыбаковой Конфликт деятельности – по поводу успеваемости обучающихся, выполнением учебных или внеурочных заданий. Конфликт поведения (поступков) – возникающих в связи с нарушением правил поведения в учебном заведении и т.д. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений в рамках общения в процессе совместной деятельности.

14 слайд

Классификация конфликтов По значению для группы делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят пользу, вторые вред. От первых уходить нельзя, от вторых нужно. По характеру причин на объективные и субъективные. Первые порождены объективными причинами, вторые субъективными, личностными.

15 слайд

Разрешение конфликта «учитель- ученик» - Предотвращение. Учитель должен вовремя заметить первые проявления своего конфликта с учениками, определить его причину и предотвратить его. - Компромисс. Учитель, должен идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение ученику. - Доброжелательность и чуткость. Даже в конфликтных ситуациях учитель обязан быть доброжелательным и выдержанным, сдерживать свои отрицательные эмоции, предвидеть возможные последствия своих слов и поступков, правильно оценивать их. Только в таком случае можно рассчитывать на доверие детей к педагогу.

16 слайд

Недопустимо! Упрекать ребёнка его близкими! Особенно подростков, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестёр - этого ученики не прощают учителям! Учитель делает грубейшую ошибку, теряет в глазах ученика статус учителя и взрослого. Каждый имеет святое чувство к родителям и близким, какие бы они не были.

17 слайд

Причины конфликтов между учениками зависть, злоба, жестокость, хвастовство, угодничество, наглость, предательство, нахальство, жадность, глупость, грубость, обвинение, бесчеловечность.

18 слайд

Какие дети чаще всего вступают в межличностные конфликты? склонные к возникновению психосоциальных расстройств: дети больных алкоголизмом и наркоманией; дети лиц имеющих психическое заболевание; подростки с нарушением психического здоровья психосоциальной адаптации; подростки, находящиеся в сложном экономическом положении; жертвы психологического, физического и сексуального насилия. дети, которые постоянно нуждаются в социальной поддержке.

19 слайд

Способы решения конфликтов между учениками Убеждение- основной путь воздействия на конфликтующих. Решить конфликт легче всего не спором, не обличением виновников, а дружелюбным сочувствием, тактичным отношением к обеим враждующим сторонам. Предупреждение - лучше всего происходит в виде дискуссии, спора, высказывания своего мнения уже на основе каких – либо позиций, изложенных авторитетными для детей взрослыми. Погашение эмоционального возбуждения – педагог поочерёдно приглашает всех участников конфликта высказаться и даёт им возможность не прерывать и не перебивать говорящего. «Круги примирения» - дают возможность выслушивать другого, не выплескивать сразу свои эмоции в ответ на слова другого, успокоиться и не волноваться. Авансирование похвалой – сочувственно выслушав конфликтующих, следует отметить какие – либо положительные черты характера, указать на те, что есть на самом деле. Компромисс– педагог спрашивает: « Что ты хочешь? «Я не спрашиваю, что произошло, кто прав, кто виноват. Что ты хочешь? А что ты? Понятно. Так вот, предлагаю…. И вам придётся согласиться, иначе разговор будет долгий». Переключение внимания конфликтующих на новый объект – в этом случае конфликтующим даётся задание, требующее от них немедленных действий: « Вы спорите, а в это время…».

Проверил К. пси. н. доцент Тужикова Е.С.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра организационной психологии

Доклад По дисциплинеКонфликтология

На тему: Конфликты родителей и детей подростков.

Слайд 2

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Слайд 3

Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

Тип внутрисемейных отношений.

Выделяют:

Гармоничный

Дисгармоничный

типы семейных отношений.

Слайд 4

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Слайд 5

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.

4. Личностный фактор.

Слайд 6

Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

  • Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация.
  • Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он?».
  • Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе.
  • Слайд 7

    Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

    Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная сменакритериев оценки ребенка);

    Конфликт сверхзаботы (излишняя опека исверхожидания);

    Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

    Слайд 8

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

    Реакция оппозиции;

    Реакция отказа;

    Реакция изоляции.

    Слайд 9

    Причины конфликтов родителей и подростков

    Подростки в конфликте:

    Кризис переходного возраста;

    Стремление к самостоятельности и самоопределению;

    Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

    Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

    Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

    Слайд 10

    Родители в конфликте:

    Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

    Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

    Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

    Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

    Неподтверждение родительских ожиданий.

    Слайд 11

    На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:

    "Непонимание, разные взгляды на жизнь".

    Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение":

    1) социокультурное;

    2) социально-психологическое;

    3) социально-ролевое.

    Слайд 12

    "Несправедливость родительских требований".

    Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения.

    В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые.

    А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".

    Слайд 13

    "Моя успеваемость".

    Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.

    Слайд 14

    "Мало помогаю по хозяйству".

    По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную.

    "Из-за моей компании"

    Отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.

    Слайд 15

    Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

    1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

    2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

    3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

    4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

    Слайд 16

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Посмотреть все слайды

    Родительское собрание-тренинг

    7 класс Николаевской

    Классный руководитель – Костырко О.В.

    Николаев



    «Сколько человеческого счастья разбилось в дребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»

    И.Д. Вильде

    Конфликт ы в подростковом возрасте, пути их разрешения


    • Дать понятие о конфликте, путях его преодоления
    • Рассказать о типах агрессии у подростков
    • Дать рекомендации родителям для воспитания гиперактивных детей
    • Научить практически преодолевать состояние агрессии, находить выход из конфликтных ситуаций

    Подростковый возраст

    • «Слабость цели» Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно лёгкий отказ от достижения поставленной цели.
    • Для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели».
    • Важна эмоциональная значимость цели.

    Умение владеть своим поведением – важное качество зрелого, взрослого человека.

    «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, когда имеется налицо овладение собственным поведением»

    Выготский Л.С.


    «У детей этого возраста, - очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционального более привлекательного поведения за счёт поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение»

    Божович Л. И.

    • Школьники часто смешивают проявление таких, например, качеств, как настойчивость и упрямство, следование определённым принципам и стремлениям во что бы то ни стало настоять на своём.
    • Поэтому очень важны беседы с подростками, в процессе которых они научатся различать эти проявления

    Существенная черта подросткового возраста,

    оказывающая влияние на поведение, развитие

    школьника, - сила потребностей, мотивов,

    интенсивность и острота эмоциональных реакций.

    Здесь требуется работа по обогащению мотивационной

    сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей.

    Обогащать интересы и увлечения

    Значительную роль играет наличие чувства собственного достоинства и представление о своём уровне достижений, снижение которого оказывается чрезвычайно болезненным для самого подростка: он не может позволить себе

    «упасть в собственных глазах»

    Существенное значение имеет формирование

    необходимых нравственных качеств школьника,

    таких как чувство долга, ответственности.


    • У подростков повышенная потребность в эмоциональном насыщении, причём новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками, алкоголем.
    • Часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Сравнительная лёгкость возникновения переживаний, эмоциональная напряжённость, психологический стресс.
    • Противоречия в поведении могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам.

    Помощь в период непосредственного протекания аффекта

    • Важно создать условия для «разрядки» аффекта без особо вредных последствий для подростка и окружения:
    • Отвести его в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение, дать выплакаться.

    2.Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. (после приступа аффекта школьник вместе с облегчением часто испытывает чувство вины).


    Агрессия - э то


    Виды агрессии

    Прямая агрессия

    • Вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзываются, ругаются матом и т.д.;
    • Физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы и т.д.;
    • Материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

    Косвенная агрессия

    • Частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);
    • Полное игнорирование – бойкот;
    • Другие виды психологического давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

    • Недостатки семейного воспитания
    • Неполная семья с нарушенными функциональными связями
    • Гиперопека, чрезмерный контроль и нудные поучения, наставления
    • Эмоциональная холодность, чрезмерная строгость
    • Попустительский стиль воспитания
    • Агрессивное отношение родителей к детям (физические наказания, оскорбления и т.п.)
    • Несформированность у детей моральных норм, общественных ценностей
    • Недостаточность произвольности в поведении
    • Вседозволенность, наличие большого количества свободного времени, несформированность круга интересов

    • Ситуационные
    • Ответная агрессивность, на присутствие новых взрослых или сверстников;
    • Чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
    • Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполнения заданий ребенком);
    • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее ответственность за агрессивное поведение в новой ситуации;
    • Нарастание утомления и пресыщение у ребенка и др.
    • Наследственно-характерологические
    • Наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению;
    • Психопатоподобное, возбудимое поведение родителей или родственников;
    • Наличие выраженной тревожности и гиперактивности у детей.
    • Резидуально-органические
    • Травмы головного мозга;
    • Минимальная мозговая дисфункция.
    • Социально-бытовые
    • Неблагоприятные условия воспитания в семье, в школе;
    • Неадекватно-жесткий родительский контроль;
    • Враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;
    • Ситуация налаживания совместной деятельности;
    • Необходимость соблюдения социальных норм поведения и взаимоотношений.

    Типы агрессии у детей

    Тип агрессии

    Характеристика

    Двигательно-расторможенные дети. Чаще всего воспитываются в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности

    Обидчивый и истощаемый

    Ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением

    Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе игровые ситуации с правилами

    Свойственна повышенная чувствительность, обидчивость, раздражительность, ранимость. Причины: недостатки воспитания, трудности обучения, особенности созревания Н.С.

    Агрессивно-боязливый ребенок

    Помогите ребенку разрядить психическое напряжение (шумная игра, поколотите что-нибудь). Стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок всегда агрессивен.

    Часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям (эти люди уже не образец для подражания). Он переносит свое настроение, проблемы на этих людей.

    Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

    Враждебность, подозрительность – средство защиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения»

    Агрессивно-безчувственный ребенок

    Работайте со страхами, моделируйте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее.

    Способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена.

    Нужно стимулировать гуманные чувства. Приучайте ребенка нести ответственность за свои поступки

    Типы агрессии у детей


    • Слишком бурные проявления своих чувств, как правило, не решают проблемы, а лишь создает новые.
    • С другой стороны, если постоянно подавлять в себе свои эмоции и стремиться быть спокойным, то это вредно скажется для нашего здоровья.
    • Прекрасными помощниками для успокоения своего душевного состояния являются ванна и душ.
    • Часто, причиной повышенной раздражительности является неправильно организованный режим дня.
    • Каждому человеку ежедневно необходим полноценный сон, чтобы накопить новые силы на завтрашний день.
    • В свободное от учебы время активно отдыхайте.
    • Полезно проводить как можно больше свободного времени на свежем воздухе, а лучше на природе.
    • Вообще избежать конфликтных ситуаций невозможно в нашей жизни. Поэтому научитесь управлять своими эмоциями.
    • И, наконец, из каждой возникшей ситуации извлекайте для себя урок на будущее.

    • «Крестики-нолики»
    • «Бумажный волейбол»
    • «Цыпленок из яйца»
    • «Дерево настроения»
    • «Покажи, где в твоём теле прячется злость» и другие…
    • «Разукрась шары»
    • «Бумажка»
    • «Считалочка»
    • «Спрячь обиду»
    • «Руки»
    • «Зеркало»



    Правила для детей жизненно необходимы

    • Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.
    • Взрослые должны согласовать правила между собой.

    Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

    • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.
    • Дайте свободу .

    Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание- это стремление выйти из-под вашей опеки.

    • Никаких нотаций

    Больше всего подростков раздражают нудные родительские нравоучения. Измените, стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

    • Уступает тот, кто умнее .

    Костер ссоры погаснет, если в него не подбрасывать дров. Когда и родители, и дети охвачены негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

    • Не надо обижать .

    Причины отклонения в поведении детей.

    • Потеря веры в собственный успех .
    • Борьба за внимание .

    Ребенок переживает неблагополучие в какой-то одной области, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика не сложились отношения в классе, а следствием стала запущенная учеба. Это происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получиться». Это – в душе, а поведением он показывает: «Мне все равно…», «Пусть буду плохим…»

    Если ребенок не получает внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: он не слушается.

    • Всякое отклонение в поведении - это крик о помощи! Как горько приходиться осознавать, что в последнее время в нашем современном обществе всё чаще возникают суицидальные проявления со смертельным исходом.
    • Борьба за самоутверждение .

    Это борьба против чрезмерной родительской власти и опеки.

    • Желание отомстить .

    Дети бывают часто обижены на родителей, например, если мать разошлась с отцом, или ребенка отлучили от семьи (бабушка опекун), или родители уделяют больше внимания младшему в семье. В глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности все те же протесты, непослушание.


    уровни

    Коллектив

    Семья

    Среда неформального общения

    Друг

    Лидер

    Привязан к родителям

    Формальный помощник

    Имеет временные роли

    Замкнут, отгорожен

    Приветствуемый

    Без определенной роли,

    Независимый в группе

    Конфликтен

    Примыкающий без проблем

    Примыкает к одному из родных

    Без роли и без поддержки

    в коллективе

    Разрыв с семьей (бродяжничает)

    Изолированный

    Вне группы, но пользующийся приязнью

    Выталкиваемый из семьи

    Примыкающий ценой

    жертв (помыкаемый)

    Отвергаемый


    Для всех

    Сформулировать проблемы, которые приводят, по – вашему мнению, к частым конфликтам в школе

    1 группа

    Распишите возможный коллективный план действий по разрешению вашей проблемы по пунктам или изобразите его в виде схемы.

    2 группа

    Каждому участнику группы записать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные.

    3 группа

    • Взвесив все «за» и «против», выберите лучшие варианты решения проблемы. Возможно, что у вашей группы он будет только один. В карточке вашей группы напротив выбранных вами вариантов напишите их положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант





    Типы конфликтов

    • Социальный конфликт
    • Эмоциональные или личностный конфликт
    • Внутриличностный конфликт
    • Межличностные конфликты
    • Конфликт между личностью и группой
    • Межгрупповой конфликт

    Московский государственный социальный университет Академия социальной работы Кафедра социальной психологии Семенов Алексей Валерьевич « Половозрастные различия и динамика представлений подростков о конфликтах»























    Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.

    Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.

    Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.
















    Народная мудрость о конфликтах и способах их решения


    • Создать атмосферу сотрудничества;
    • Стремиться к ясности отношений и общения;
    • Признать наличие конфликта;
    • Договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
    • Очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
    • Добиться соглашения;
    • Установить срок решения;
    • Воплотить план в жизнь;
    • Оценить принятое решение.

    Пути преодоления конфликтов выбор стратегии

    • Авторитарная стратегия – подавление в подростке «ощущения взрослости» любыми способами
    • Компромиссная стратегия –договор между сторонами
    • Демократическая стратегия –общение с подростком на равных
    • Стратегия нейтралитета – невмешательство в дела подростка: каждый живёт своей жизнью
    • Полистратегия - использование различных стратегий в зависимости от конфликта


    Способы разрешения конфликта

    Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

    • Возникновение конфликта.
    • Осознание данной ситуации сторон.
    • Конфликтное поведение.
    • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

    Выделяют пять способов разрешения конфликта:

    Стиль

    Сущность стратегии

    Соревнование (конкуренция)

    Условия эффективного применения

    Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

    Уклонение (избегание)

    Недостатки

    Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

    Уход от ответствен­ности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

    Приспособление

    Сглаживание раз­ногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

    При поражении - неудов­летворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

    Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

    Переход конфликта в скрытую форму.

    Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

    Вы уступили. Решение откладывается


    Компромисс

    Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

    Сотрудничество

    Одинаковая власть.

    Взаимоисключающие

    интересы.

    Нет резерва времени.

    Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

    Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

    Есть время. Решение важно обеим сторонам.

    Временные и энергетические затраты. Не гарантированность


    • Не отвечайте на агрессию агрессией;
    • Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
    • Дайте возможность оппоненту высказаться;
    • Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
    • Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
    • Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

    Пути преодоления конфликтов

    И пусть идут, летят года,

    За веком век считая.

    Пусть распри, споры меж людей

    Уйдут следы сметая.

    В душе останется любовь

    К родной земле, к родному краю

    Пусть не прольется больше кровь…

    Сердца, что лед, пускай растают.


    • Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребенком. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребенку, как к личности.
    • Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.
    • Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.
    • Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
    • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.
    • Демонстрируйте взаимное уважение. Взрослый должен демонстрировать доверие к подростку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
    • Успехов Вам!

    • Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник - Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - Вот лучшая из школ. И если все мне показать - Я выучу урок.

    Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить,

    И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу,

    что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.



    Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации. Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

    Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.

    Как известно, от двух до трех лет возникает масса конфликтов с ребенком, проявляющим большое упрямство в попытках доказать, что он может «сам» справляться со многими жизненными задачами.

    Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет . К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников, смена игровой деятельности на учебную.

    Другой классически «трудный» возраст - подростковый, связанный с самоутверждением и самореализацией личности на новом витке ее жизненного пути. Осложненный радикальной физической перестройкой организма, которая сопровождается повышенной раздражительностью и болезненно ранимым самолюбием, этот период может доставлять и самому подростку, и окружающим немало хлопот.Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.

    В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу.

    Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками выделяются:

    1. Конфликты дисциплины.

    2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).

    3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).

    4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками

    5. Конфликты этики

    Существуют и другие критические возрастные периоды (примерно через каждые десять лет), характеризующиеся специфическими проблемами и потребностями, которые порождают конфликты.

    Например, возраст около сорока лет, особенно для мужчин, является временем перестройки психической жизни с переориентацией на более эмоциональные критерии взаимоотношений и личностного благополучия.

    Люди в возрасте около шестидесяти лет нередко порождают и переживают проблемные ситуации, связанные с блокированием их важнейшей потребности в передаче их жизненного опыта.

    В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена геронтофобия (неприятие пожилых), которая принимает подчас гротескные формы. Например, ставятся жесткие возрастные ограничения при приеме на работу, иногда просто абсурдные.

    Чисто возрастные особенности, пересекаясь с социальными, формирующими специфические черты поколений, их ценностные предпочтения, привычный уклад жизни и т. д., создают еще больший конфликтный потенциал - «Конфликт поколений».

    • Подростковый возраст - трудное время и для детей, и для родителей. И не известно еще, кому труднее. Родители не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами: запрещать или разрешать, а вчерашние дети пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.
    • Конфли́кт (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
    Внутриличностный конфликт
    • Подростку, переживающему один из самых сложных и острых возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт, к которому приводят споры с самим собой, самопознание, самоутверждение и самореализация. Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, из-за стрессов.
    Внутриличностный конфликт
    • Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение - все меняется. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает и увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстников.
    Межличностный конфликт
    • межличностный конфликт возникает при общении людей с различными взглядами, целями и характерами, которым сложно ладить друг с другом;
    Конфликт между личностью и группой
    • конфликт между личностью и группой возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе - его отношения с классом будут конфликтными, так как он идет против мнения группы;
    Межгрупповой конфликт
    • межгрупповой конфликт возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
    Конфликт «отцов и детей»
    • Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт..
    Конфликт «отцов и детей»
    • . Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе.
    Причины конфликтов
    • Борьба за лидерство
    • Примитивный тип общения
    • Психологическая несовместимость
    • Ущемление достоинства или амбиций.
    • Неподтверждение ролевых ожиданий.
    Модель конфликта
    • Конфликтная ситуация
    • Инцидент
    • Конфликтное взаимодействие
    • Разрешение конфликта
    • Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон
    • Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
    • Конструктивное
    • Деструктивное
    • Пути разрешения конфликта
    Пути разрешения конфликта
    • Конструктивные
    • Уступка
    • Компромисс
    • Сотрудничество
    • Деструктивные
    • Угрозы, насилие
    • Грубость и унижение
    • Разрыв отношений
    • Уход от проблемы
    Функции конфликта
    • Позитивные
    • Развитие личности
    • Познание друг друга
    • Повышение авторитета
    • Психологическая разрядка
    • Негативные
    • Депрессия, угроза здоровья.
    • Ощущение насилия, давления.
    • Социальная пассивность.
    • Снижение качества деятельности.
    Советы родителям и детям
    • Формируйте дружественные отношения. Очень Важно, чтобы в этом возрасте подросток почувствовал Вас не как родителя, а как друга, с которым можно поделиться своими тайнами, посоветоваться и просто пообщаться.
    Советы родителям и детям
    • Больше общайтесь с подростком. Взрослые игнорируют детей в связи со своей занятостью, что отрицательно влияет на подростков. Дети занимаются собой самостоятельно, и это приводит к плохим последствиям. Что же делать? Старайтесь проводить больше времени в семье, распределять дела и досуг на выходные, чтобы всем было удобно и комфортно.
    Советы родителям и детям
    • Никогда не сравнивайте детей с другими ребятами. Такая критика может понизить самооценку ребенка. Лучше поддерживайте и хвалите своего ребенка во всем и тогда он будет знать, что вы никогда не оставите его в трудную минуту, поддержите его во всех начинаниях. Подростки боятся обращаться за помощью к родителям и поэтому обращаются, к тем, кто, по их мнению, всегда поддержит и поймет. К сожалению, такие вещи не приносят плодотворных результатов, ведь есть риск попасть в плохую компанию..
    Советы родителям и детям
    • Создайте благоприятную «погоду» в доме. Ведь дом – это крепость, где должны быть хорошие отношения между всеми членами в семье. Здоровые отношения и помощь друг другу помогут решить большинство ваших проблем.
    Источники
    • : http://megabook.ru/